Среди водителей давно ходят разговоры о том, что производство «музейных экспонатов» вместо современных, экономичных и комфортабельных авто не доведет УАЗ до добра.
Тупиковость ситуации теперь осознали и в руководстве предприятия. Директор УАЗа Адиль Ширинов на этой неделе объявил о закрытии всех новых проектов. Он сообщил, что завод прекращает разрабатывать «Русский Прадо», а на ЗМЗ отказываются от создания новых двигателей. Легендарная «Буханка» некоторое время будет собираться, но ее модернизация «бессмысленна». Ширинов посетовал, что «УАЗ не может создавать новый продукт», а без новых моделей перспектив у предприятия нет.
Завод еще некоторое время поработает, пока это рентабельно. По оценкам экспертов рентабельность производства обеспечивает выпуск и продажа 25-30 тысяч машин в год. В прошлом году УАЗ выпустил 36 тысяч авто. Между тем, продажи падают год от года примерно на 10%. С такими темпами порог рентабельности будет пройден за 2-3 года.
По мнению журналиста кремлевского пула Дмитрия Смирнова, закрытие УАЗ приведет к остановке смежных производств. В первую очередь ЗМЗ.
«Сети дилерских и сервисных центров начнут сворачиваться и того раньше. Казалось бы, Ширинов объявил о том, что все и так подозревали. Но обозначенные вслух нерадостные перспективы УАЗ как будто приблизили коллапс», - написал Смирнов в своем Telegram.
Он спрогнозировал, что теперь УАЗ наверняка столкнется с оттоком корпоративных клиентов-покупателей. Бизнесмены, да и рядовые водители вряд ли захотят покупать автомобили, которые в перспективе 2-3 лет станет негде и нечем обслуживать.
Автоэксперт Егор Васильев в интервью «Российской газете» тоже с беспокойством воспринял заявление руководства УАЗа. Он заметил, что обычно топ-менеджеры стараются доносить негативную информацию в более мягкой форме. Хотя по существу очевидно, что продукция УАЗ исчерпала потенциал модернизации.
«Патриот» морально устарел, да и подходит больше для территорий, где вместо дорог направления. «Буханка» была хорошим автомобилем для своих лет, но сейчас это скорее «музейный экспонат с собственной художественной ценностью», сохранивший способность самостоятельно передвигаться, сказал Васильев.
Для создания принципиально новых авто УАЗу нужно полное переоснащение производства. Денег на это, по всей видимости, нет. Но если и найдутся – большой вопрос: сохранится ли лояльная УАЗу аудитория потребителей, привыкшая покупать за относительно небольшие деньги «конструкторы» для дальнейшей доработки, если завод начнет предлагать новые модели с использованием современных технологий. На современном рынке автомобилестроения крайне жесткая конкуренция. А УАЗ на нем есть своя ниша, поэтому неизвестно, чем обернется поиск новой.
Подготовка к продаже?
Газета «КоммерсантЪ» пишет, что «Соллерс Авто» в этом месяце завершил реорганизацию УАЗа, в рамках которой предприятие избавили от непрофильных активов. Источники издания полагают, что завод в начале 2022 года рассчитывает найти партнера, который поможет наладить выпуск авто на новой платформе.
Эксперт Сергей Удалов из «Автостата» констатировал, что обычно автопроизводители занимаются оптимизацией до уровня только сборки авто при подготовке к продаже. На советских предприятиях старались организовать полный цикл производства – «от компонентов до социалки». Но если взять историю «АвтоВАЗ», то здесь перед сделкой с Renault оставили только сборку авто. Заявление об отказе от новых проектов выглядит как разделение бизнеса на то, «что кому-то пригодится, и то, что нет».
У УАЗа есть СП с Ford Transit и Isuzu. Но пока эти партнерства не принесли значимых результатов. Опрошенные «Ъ» эксперты считают, что для капитальной реорганизации производства УАЗ потребуется искать кого-то еще.