С бурным развитием рынка курьерской экспресс-доставки в России участились случаи смертельных аварий с участием курьеров.
Минувшим летом в СМИ активно обсуждалась проблема электросамокатов, которые используются не только курьерами, и стали представлять серьезную опасность для пешеходов. Дискуссия на эту тему обернулась ограничением максимальной скорости данных средств индивидуальной мобильности.
Однако обозначенная проблема безопасности выходит за рамки темы электросамокатов. Причина подавляющего большинства аварий на дорогах – спешка. Курьеры, подгоняемые работодателями, постоянно выдумывающими новые нормативы и штрафы, постоянно спешат и регулярно становятся виновниками смертельных аварий и столкновений с пешеходами.
На днях первый зампред Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов обратился к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой обратить внимание ДТП в Петербурге, в котором пострадала 8-летняя девочка.
25-летний курьер из Киргизии Улукбек Ысмайылов сбил на своей машине девочку. Курьер убедил бабушку девочки не вызывать полицию, заверив, что выплатит деньги на лечение. Бабушка поверила, а когда выяснилось, что у пострадавшей сломан позвоночник и требуется дорогостоящая операция, Улукбек покинул Россию. Однако вопрос о возбуждении уголовного дела подняли лишь спустя три месяца.
Михаил Романов посоветовал СК добиться от киргизской стороны выдачи виновника ДТП и истребовать с него полной компенсации расходов. Он также предложил на законодательном уровне запретить штрафы за несвоевременную доставку товаров, которые заставляют курьеров рисковать своей и чужой жизнью.
«В стремлении избежать денежного наказания и добраться до нужного адреса в срок во что бы то ни стало курьеры часто нарушают Правила дорожного движения, что приводит к ДТП», — цитирует текст обращения Романова «Парламентская газета».
Как замедлить курьеров
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ рекомендовал ввести специальное ОСАГО для курьеров. Он выразил уверенность, что работников этой сферы нужно обязать делать страховку, чтобы в случае аварии их жертвы не остались без помощи. Помимо прочего, ОСАГО дисциплинирует курьеров и работодателей.
Первый зампред Комитета Госдумы по правам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая посоветовала усилить контроль за рабочим графиком курьеров. Курьеры сейчас работают в очень тяжелых условиях. Порой, чтобы заработать, им приходится проводить на смене по 24 часа в сутки. За рулем столько времени находиться в принципе нельзя, да и управляя любым другим транспортным средством, позволяющим развивать опасные для пешеходов скорости. «Необходим контроль за рабочим графиком курьеров», — сказала депутат.
Координатор общества «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов в своих оценках поддержал позицию Михаила Романова. Он подчеркнул, что проблему решат лояльное отношение к курьерам и пересмотр стандартов сервисов доставки.
В Ассоциации компаний интернет-торговли предложили взгляд на проблему с точки зрения рыночных реалий. Там указали, что курьеры в основном пользуются велосипедами и электросамокатами. «Если сложить все учтённые аварии на велосипедах и самокатах — получится чуть более семисот происшествий. Это меньше 0,1 процента в общей статистике аварий с начала года», - заявил президент ассоциации Артём Соколов.
Он заметил, что штрафы для курьеров невозможно запретить. Так или иначе работодатели найдут способы стимулировать и наказывать сотрудников за сроки доставки. Таков рынок, и этим трендом идет весь мир. Курьеры неизбежно будут ускоряться.
Под развитие экспресс-доставки придется подстраиваться. «Мне кажется, назрел момент, когда нам пора менять стандарты градостроительной политики и заранее закладывать в проект новых микрорайонов велодорожки, в том числе для курьеров», - сказал эксперт.
В заключение Соколов рекомендовал подумать об установке в домах почтовых ящиков, рассчитанных на прием различных товаров. Курьер и продавец таким образом не будут привязаны друг к другу, что позволит экономить время.