Банк России раз за разом повышает ключевую ставку в надежде осадить темпы инфляции, однако каждое повышение имеет отложенный эффект (с отсрочкой в 3 месяца), и позитивные результаты пока незаметны.
Уровень инфляции в октябре ускорился до 8,13% в годовом выражении. На ближайших заседания Совета директоров ЦБ ключевую ставку наверняка снова повысят. Но если рубль продолжит оставаться слабым, ситуацию это не спасет, уверен аналитик, профессор ВШЭ Евгений Коган.
Он напомнил, как глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что укрепление рубля на 10% вычитает из инфляции 0,5 п.п. рубль, между тем, после некоторого укрепления на прошлой неделе, снова стал проседать ближе к отметке 72 рубля за доллар. Причем это происходит при дорогих нефти и газе.
Коган обратил внимание на сообщение Минфина РФ о планах в период с 9 ноября по 6 декабря 2021 года нарастить объем покупки валюты и золота по бюджетному правилу до рекордных 518,2 млрд рублей. Ежедневно на эти цели будет направляться по 25,9 млрд. Сейчас Минфин закупает валюту на 15,1 млрд рублей в день. Поэтому в процентном выражении увеличение объема закупок с 9 ноября составит 70%.
«Когда Минфин покупает иностранную валюту за рубли, это делает рубль слабее. Поэтому, как только вышли эти «прекрасные» новости, USD/RUB повысился до 72. Мог бы кстати говоря и больше», - отметил Коган в своем Telegram.
Он сравнил Россию с Израилем, который тоже «задыхается от притоков валюты». Только Израиль, будучи одним из мировых high-tech центров, продает не нефть, металлы, газ или лес. Он продает «мозги».
Поступления валюты в Израиль гигантские, и сколько бы не пытались власти немного ослабить шекель, ничего не получается. Курс шекеля за последние несколько лет укрепился на 20-25%. Страна дорогая, экспортерам тяжело, но технологии продолжают приносить казне новые миллиарды долларов.
Банк Израиля сейчас перестал закупать валюту. Ранее он выделил на эти цели $28 млрд (на первые три квартала 2021 года). Решение не помогло. «И вместо того, чтобы, как Банк России, увеличить объём скупки валюты и продажи шекелей, ЦБ Израиля пошел на совершенно беспрецедентный шаг: он на какое-то время отказался от покупки валюты. Отчасти потому, что укрепление шекеля не остановить из-за возросших ставок по облигациям», - пояснил Коган. Еще одна причина отказа от покупки валюты Израилем – высокая инфляция, которую крепкий шекель сдерживает, делая импортные товары дешевле.
Минфин России пошел другим путем, видимо, принимая во внимание соображение о дешевом рубле, который повышает доходы от экспорта и, соответственно, наполняемость бюджета. Проблема в том, что слабый рубль разгоняет инфляцию (импортные товары дорожают).
Получается, что проводимые политики ЦБ и Минфина противоречат друг другу. ЦБ старается привлечь в страну иностранный капитал и укрепить национальную валюту, а Минфин продает рубли, играя на её ослабление.
В теории слабый рубль должен не сильно влиять на инфляцию. Но на практике дела обстоят иначе, ведь даже при производстве отечественных продуктов и оборудования используются импортные комплектующие и ингредиенты. Поэтому логично предположить, что если бы Минфин позволил рублю укрепиться, как минимум, это ослабило бы инфляционные ожидания. Причем эффект проявился бы заметно быстрее, чем от повышения ключевой ставки.