Правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроекты о регулировании такси, который запрещает ряду лиц работать в этой сфере.
Согласно документам, стать водителями легковых такси, автобусов, троллейбусов и трамваев не смогут лица с неснятыми или непогашенными судимостями за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Ранее осужденным по некоторым статьям запрет на работу в такси сохранится и после отбытия срока заключения.
Регистрироваться как ИП и работать таксистами не смогут судимые за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступление против половой неприкосновенности, против основ конституционного строя, мира, безопасности человечества. Перевозчики тоже смогут принять на работу этих граждан.
В действующем Трудовом кодексе нет статьи, которая запрещает гражданам с непогашенной или неснятой судимостью работать водителями. Кабмин предлагает ее создать (ст. 328.1). Нет также ограничений по допуску ранее судимых водителей и в Уставе автотранспорта, и в законе о регистрации юрлиц и ИП, отмечает «Парламентская газета».
Издание поясняет, что для тяжких и особо тяжких преступлений судимость погашается через 8-10 лет с момента отбытия наказания. Снятой же судимость может стать после амнистии или помилования. Снятой судимость может стать после амнистии или помилования.
Один из внесенных в Думу законопроектов обязывает водителей общественного транспорта предоставить работодателю справку о наличии или отсутствии судимости, в противном случае с ним могут расторгнуть договор или отстранить от работы.
Новые нормы будут распространяться не только на россиян, но и на граждан стран ЕАЭС.
Что важнее: безопасность пассажиров или ресоциализация преступников?
Автоэксперт Вячеслав Субботин в интервью телеканалу «360» прокомментировал законодательную инициативу. Он выразил уверенность, что с нововведением удара по отрасли не будет, поскольку есть очень много желающих работать в такси. Это и мигранты, и приезжающие на заработки в крупные города жители регионов. В такси всегда будет, кому работать.
С другой стороны, нельзя не отметить, что новые правила осложнят трудоустройство людей, получивших судимости. Формально, если человек отсидел назначенный ему срок, претензий к нему нет. «Он уже отсидел, он уже исправился, его отпустили. Почему ему не разрешают работать в такси?» — заключил эксперт.
Редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков в беседе с RT отметил, что в целом идея регулирования работы такси правильная. Однако, говоря о безопасности езды важно понимать, что «кристально чистые перед законом люди могут ездить безобразно, и наоборот, человек, который отсидел, вполне может быть адекватным водителем и вполне надёжным человеком».
Рациональное зерно в законопроекте есть, но изменит ли оно общую картину с безопасностью такси, говорить сложно.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин тоже сделал замечание законопроекту, посоветовав прописывать запрет управлять тем или иным транспортом в УК, чтобы человек точно знал сроки, когда некоторые профессии для него закрыты. Потому как может сложиться ситуация, когда человек отсидел, вышел из тюрьмы и хочет начать новую, законопослушную жизнь, имея специальность водителя, а ему это запрещено. «Если ему надо пройти переподготовку, он её пройдёт. Это совсем другое», — сказал Похмелкин.