Европейский суд по правам человека возложил на Россию ответственность за отравление бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.
Об этом говорится в постановлении, опубликованном на сайте ЕСПЧ, передает «Парламентская газета».
Литвиненко уехал в Британию в 2000 году после того, как в России против него возбудили несколько уголовных дел. В 2006 году мужчина погиб, предположительно от отравления полонием.
Доподлинно обстоятельства смерти до сих пор не установлены, но британские власти считают виновниками смерти россиян Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна.
Нынешнее постановление ЕСПЧ связано с жалобой в суд вдовы Литвиненко Марии Аны Картер. Жалоба была подана в мае 2007 года. По итогам рассмотрения дела в ЕСПЧ пришли к выводу, что «было установлено «наличие веских доказательств» того, что к отравлению причастны Луговой и Ковтун». Подозреваемых суд назвал российскими агентами.
ЕСПЧ полагает, что Россия не провела должного внутреннего расследования и якобы ошибочно не привлекла к ответственности Лугового и Ковтуна. Кроме того, российская сторона не предоставила убедительных доказательств непричастности указанных лиц к гибели Литвиненко. В конечном итоге ЕСПЧ постановил, что Россия не соблюла свои обязательства по части порядка рассмотрения дела и нарушила статью 2 Европейской конвенции по правам человека (право на жизнь). В этой связи России предлагается выплатить вдове Литвиненко 100 тысяч евро в качестве компенсации.
Реакция Кремля
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выводы ЕСПЧ назвал голословными. «Мы не готовы прислушиваться к таким решениям», — сказал он.
ЕСПЧ хоронит репутацию
Теле- радиоведущий Владимир Соловьев, комментируя постановление ЕСПЧ, констатировал: «ЕСПЧ уже совсем наплевал на все нормы права». Он спросил, есть ли приговор Британского суда, который бы признавал виновными россиян на основании тех или иных доказательств. Если такового нет, то получается, что ЕСПЧ проводит расследование самостоятельно.
России в данном случае нельзя молчать и выполнять решение суда, иначе это будет признанием вины. «Очевидно, что нам необходимо кардинальным образом пересмотреть своё отношение к этой структуре. Мы же отозвали своё участие в Международном Уголовном Суде, и правильно сделали, вот и в ЕСПЧ нам делать нечего», - подчеркнул Соловьев, и охарактеризовал ЕСПЧ как «политизированное судилище».
Юрист Илья Ремесло тоже обратил внимание на несоответствие постановления ЕСПЧ его полномочиям. «Напомню, что ЕСПЧ не наделен правом проводить уголовные расследования и устанавливать чью-либо вину в совершении преступления. Это основополагающие нормы ЕСПЧ, которые грубо нарушены», - написал Ремесло в Telegram.
Андрей Луговой в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» назвал опубликованное во вторник решение «идиотским и подрывающим репутацию ЕСПЧ».
На каком основании суд вынес решение, не понятно. Хотя здесь можно предположить, что на основании слова вдовы Литвиненко. Обвинение, будто Россия не провела объективного расследования является ложью. «Как раз российская прокуратура, следственный комитет делал всё, чтобы установить истину. Я это считаю абсолютно политическим ангажированным решением, не имеющим ничего общего с законностью», – подытожил Луговой.