Эксперт нашел простое объяснение спора Рогозина и казахстанского бизнесмена
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин обрушился с жесткой критикой на казахстанского бизнесмена, владельца космического корабля «Буран».
Конфликт начался с того, что гендиректор казахстанской компании – АО «Ракетно-космическая компания «Байконур» Даурен Муса отказался говорить о передаче корабля России, предположив, что «Буран» могут разобрать, чтобы ознакомиться с якобы утраченными технологиями.
Ранее стало известно, что Россия направила в Казахстан группу сотрудников НПО «Молния», чтобы забрать «Буран» в Музей космонавтики. Специалисты осмотрели «Буран» и пришли к выводу о его плачевном состоянии, отчасти связанном с моногочисленными актами вандализма.
На фоне этого идут судебные тяжбы по поводу владения вторым лётным образцом советского орбитального корабля. Поэтому Даурен Муса счел нужным заметить: «Хотят забрать, но кто им отдаст?».
Он добавил, что «Буран» хотят забрать не в музей, а в лабораторию «Молнии» для «дальнейших работ по программе «Энергия – Буран». Муса также заявил об отсутствии у России достижений в космической отрасли, из-за чего она якобы прибегает к имитации бурной деятельности и «безосновательным спекуляциям» на тему возвращения «Бурана».
В четверг, 9 сентября Дмитрий Рогозин в Facebook обвинил казахстанского бизнесмена в невнимательном отношении к сохранности «Бурана» и «Энергии-М». «Вы несете персональную ответственность за состояние этих уникальных машин, но не предприняли ничего для их надлежащего хранения», - написал Рогозин и посоветовал Мусе прекратить «писать гадости» про российскую промышленность.
Рогозин добавил, что Муса попросту использует сообщения СМИ для разжигания страстей. «С нетерпением ждем исхода судебного процесса, надеясь, что в итоге "Бураны" обретут более заботливого хозяина или заставят вас вложить хоть один тенге в дело сохранения экспонатов», - обратился глава «Роскосмоса» к оппоненту.
Дело в цене?
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин в интервью газете «Взгляд» назвал несостоятельным обвинение Мусы, будто Россия хочет изучить «Буран» для получения технологий. Эта версия крайне маловероятна. «Буран» стал вершиной инженерной мысли советских специалистов в космической отрасли. Там действительно большое количество весьма совершенных технологий, связанных с управлением, водородными наработками и так далее. В те времена речь шла о настоящей технологической революции. Тем не менее, СССР не удалось развить идею челнока.
У России сохранилась документация по «Бурану». Поэтому правильнее говорить, что утрачены не технологии, а «люди, которые этим занимались, какие-то навыки». Смысла разбирать «Буран» нет, и выглядит эта гипотеза «очень конспирологически».
Кроме того, технологии «Бурана» сейчас все-таки отстали от современных. 20 лет назад мало кто мог представить, что спутники на орбиту начнут запускать по две штуки в день, как это делает сейчас Илон Маск. «У нас несколько штук в год – уже достижение», - с сожалением заметил Ионин.
Раньше считалось невозможным использовать на одной ракете по несколько десятков двигателей. Когда создавалась советская ракета Н-1 с 31 двигателем на первой ступени, считалось, что это приводит к критической разбалансировке ракеты. «А у Маска Falcon Heavy с 27 двигателями прекрасно летает», - констатировал эксперт.
Таким образом, технологии давно ушли вперед, однако «Буран» как минимум заслуживает стать экспонатом в российском музее. Что касается Даурена Мусы, то он наверняка попросту «цену набивает» на «Буран», заключил Ионин.