Глава Счетной палаты Алексей Кудрин посетовал на слишком большую роль госсектора в российской экономике.
В статье, опубликованной в журнале «Компания», Кудрин согласился, что иногда (в кризис) госсектор может играть важную роль. Но сейчас ему пора сокращаться. «Изменить ситуацию может приватизация, которая <...> повысит эффективность экономики в целом», — уверен Кудрин.
Он пояснил, что Россия, как и многие другие государства, нарастила присутствие государства в экономике после кризиса 2008-2009 годов. В посткризисное время важно сокращать госучастие. «Особого пути в данной ситуации нет — госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами», — указал Кудрин. Он констатировал, что в России из 10 крупнейших компаний только 4 – частные. Для сравнения, в США на 10 крупнейших компаний нет ни одной с госучастием.
В плане управления компании с госучастием менее пластичны. «Они сильно зависят от бюрократической машины, в состав их советов директоров зачастую входят чиновники», — продолжил Кудрин и добавил, что в России есть так называемые «чиновники-мультиуправленцы», которые одновременно работают в нескольких компаниях. Это негативно сказывается на скорости принятия управленческих решений и их качестве.
Государство является менее эффективным собственником, чем частные владельцы. Вторые и их компании в период с 2017 по 2019 годы обеспечили около 97% поступлений в казну РФ.
Для граждан ничего не изменится
Экономист Никита Кричевский, комментируя идею Кудрина, заметил, что некоторым специалистам интереснее искать простые решения, как например «залоговые аукционы, ЮКОС» в противовес Китаю.
«В чем его ошибка? А вот в чем. Ранее Кудрин говорил, что «мы эксплуатируем старую модель экономики, которая себя уже изжила и не даст нужного результата». По совпадению, не модель экономики у нас старая, а отрывочные экономические воззрения Кудрина устаревшие. Так ли сегодня важно, кто является собственником? Нет. Прибыльность – это выручка (частично формируемая бюджетными закупками), выручка – это ценообразование, а кто контролирует ценообразование? Институты государства. Что в России, что в США, что в Китае», - написал Кричевский в Telegram.
Ведущие государства определяют мировые цены на нефть, определяют глобальные издержки. Если отдать Роснефть, Сбер или РЖД в частные руки, это ничего не изменит. Издержки, возможно, снизятся, хотя и это не факт. Причем если эффективный собственник осуществит оптимизацию, то не для того, чтобы «больше платить в бюджет для обеспечения интересов граждан страны, а для того, чтобы увеличить прибыль новых акционеров».
Страну приватизируют
Политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков в оценках статьи Кудрина констатировал, что в России сейчас действительно сложился «госкапитализм».
«Сейчас в России планово-рыночная экономика, которая работает не под нужды страны, а под нужды заинтересованных лиц. Фактически государство определяет, в какой сектор оно собирается закинуть очередной миллиард денег, а там уж подбираются «интересанты», которые будут их осваивать», - отметил Гращенков.
Он поинтересовался, кто будет приватизировать госпредприятия, и предположил, что здесь роль отведут олигархам, у которых есть соответтсвующие средства и доступ к торгам. Кто эти люди, нетрудно догадаться.
«Получается, что РФ может ожидать очередная волна приватизации, в ходе которой страна окончательно обретет новых владельцев, а уже не абстрактное государство», - заключил Гращенков.