Власти Литвы столкнулись с целым рядом проблем, которые заставили их действовать жестко, отступая от строгих принципов демократии и свобод.
Вечером 10 августа в Вильнюсе состоялся митинг противников ограничений для непривитых от коронавируса. Дело в том, что ранее власти объявили о планах с 13 сентября запретить невакцинированным пользоваться общественным транспортом, посещать медучреждения и магазины.
Протестующие во вторник собрались у Сейма Литвы и заблокировали входы здания, не позволяя депутатам выйти.
Полиции пришлось вытеснять протестующих. Начались столкновения, и силовики применили слезоточивый газ. Активисты в ответ начали забрасывать полицию камнями и бутылками с водой. Сообщается о нескольких пострадавших, в числе которых один полицейский.
Столкновения произошли у Сейса после 17 часов вечера. Митинг был разрешенным. Власти дали разрешение на акцию с 10 до 17 часов. В ней, по оценке полиции, приняли участие около 4,5 тысячи человек. После истечения срока митинг продолжился, и люди стали требовать роспуска Сейма.
Литовский президент Гитанас Науседа в Facebook назвал протестующих анархистами. Обращаясь к митингующим, он подчеркнул, что демократия и анархия — не одно и то же, и поэтому право протестовать не тождественно праву применять насилие. «Призываю цивилизованно позволить депутатам Сейма покинуть здание», - написал Науседа.
В итоге, депутатов все же удалось вывести из здания под прикрытием полиции и организованно увезти автобусами. Поздно вечером полиция приступила к более активным задержаниям нарушителей.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в Telegram заметила непоследовательность президента Литвы, который в январе 2021 года критиковал власти России за подавление акций протеста, сравнивая это с эпохой «диктатора Иосифа Сталина».
Теперь же Науседа заговорил о разнице между анархией и демократией. «Куда вдруг девается вся эта демократическая отдушка и либеральный флёр у западных партнёров и их сателлитов , когда дело доходит до управления внутренней ситуацией и подавления протестов у себя дома?», - задалась вопросом Захарова.