Отказом от сотрудничества с Россией в области атомной энергетики Польша поставила себя в сложное положение.
В стране самый большой уровень потребления угля в ЕС. Около 80% вырабатываемой в Польше энергии приходится на угольные теплоэлектростанции. В то же время Варшава является единственным членом ЕС, кто не подписал соглашение о переходе к углеродно нейтральной энергетике до 2050 года.
Брюссель между тем подталкивает Польшу активнее озаботиться экологией. Но как взять новый курс с отказом от угля и в отсутствие опции строить АЭС, непонятно.
Угольная промышленность Польши переживает упадок. Снижение собственной добычи компенсируется за счет импорта из Белоруссии. Белоруссия в свою очередь частично перепродает уголь, закупленный в России.
Как альтернатива, есть вариант увеличить закупки трубопроводного газа. Но Польша наращивать закупки российского газа пока не собирается. Об этом в интервью ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
На фоне обозначенной проблемы у Польши появился атомный проект в обход сотрудничества с Россией. Но перспективы его реализации весьма туманны.
Анпилогов напомнил, что у Польши была возможность построить АЭС в советское время. В стране есть подготовленная площадка (недалеко от Гданьска) с остовами недостроенных реакторов (проект «Жарновец»). Реакторы там начали строить в 1983 году. Но в 1990 году на волне антироссийских настроений работы заморозили. «Поляки тогда запороли проект из-за традиционной для Варшавы русофобии, хотя другие восточноевропейские государства спокойно достроили атомные станции. Эти реакторы вот же тридцать лет стабильно дают им электроэнергию», - констатировал Анпилогов.
Возможно, на решение поляков повлияла чернобыльская катастрофа. Однако в «Жарновце» должны были установить новые реакторы типа ВВЭР, а не РБМК как на ЧАЭС.
Были у Польши и попытки опереться на СПГ. Возникла идея построить газовый терминал в Свиноустье. Но и здесь успехов значимости в масштабах страны достичь не удалось.
Газопровод из Норвегии Baltic Pipe тоже не представляет собой оптимистичную перспективу. Норвежский газ не будет дешевле российского, равно как и сланцевый газ из США.
В безвыходной ситуации в Польше заговорили об атомной энергетике. «Своих технологий в Польше никогда не было и не будет, возникает вилка – либо строить АЭС по западному проекту, либо довести с Москвой до ума недостроенную площадку», - продолжил Алексей Анпилогов.
Блоки от «Росатома» дешевле французских и американских. Но по известным причинам для Польши политика важнее экономии. Россию наверняка принципиально не допустят до тендера, поэтому выбор остается между американо-японской Westinghouse и французской Orano.