Вакцины стали для человечества главным инструментом в надежде на скорое окончание пандемии коронавируса.
В последние несколько недель в таких странах, как Бразилия и Индия происходит настоящий ад, число заболевших день ото дня бьет рекорды, а погибших не успевают хоронить.
В России обстановка тоже тревожная. По данным Оперативного штаба на 14 мая, за последние сутки в Москве число выявленных заболевших достигло 3818 (прирост сразу на 37%). Как заметил врач и телеведущий Александр Мясников, за последние восемь дней в России заболели 9462 человека. На основании этой статистики он выдвинул гипотезу, что страна столкнулась с третьей волной.
Мясников призвал соблюдать меры безопасности и прививаться. Впрочем, он констатировал, что даже в тех странах, где все меры безопасности строжайшим образом соблюдают, «тоже наблюдается третья волна».
На этом фоне в России многие лидеры общественного мнения стали активнее призывать граждан вакцинироваться, чтобы предотвратить дальнейший рост заболеваемости.
О том, чем грозит промедление с прививкой, и какие тут есть нюансы, рассказал заведующий лабораторией Института молекулярной генетики Российской академии наук, профессор Сколковского института науки и технологий Константин Северинов.
В беседе с «Парламентской газетой» он указал на неравномерные темпы вакцинации в мире. Достижение коллективного иммунитета предполагает выработку устойчивости к вирусу у 70-80% населения.
Без вакцин на это уйдут многие годы даже при нынешних пугающих темпах распространения инфекции. Согласно официальным данным, за все время пандемии было инфицировано чуть более 160 млн человек. Население планеты составляет около 7,5 млрд. То есть, официально с вирусом столкнулись 2-3% жителей Земли.
Серьезная прививочная кампания в мире началась по большому счету с начала 2021 года. К настоящему моменту использовано около 1,5 млрд доз вакцин. «Это означает, около полумиллиарда человек полностью вакцинированы, получили две дозы прививки и стали устойчивыми к вирусу на какое-то время», - пояснил Северинов.
В России вакцинировано порядка 24 млн человек (данные Михаила Мишустина), и это тоже не большая цифра сравнительно с общим числом населения в 146 млн человек.
Вакцинирование в основном охватывает благополучные страны, способные сами разработать и произвести достаточный объем доз препарата. На худой конец – купить. Есть страны, где число вакцинированных уже почти позволяет приблизиться к выработке коллективного иммунитета. «Но большинство людей, увы, живут не в этих странах и не в странах золотого миллиарда, где достаточный уровень вакцинации, скорее всего, будет достигнут к концу лета. Большая часть людей живёт в бедных странах, где уровень вакцинирования на сегодня не превышает нескольких процентов, а может, ещё меньше», - отметил Северинов.
Такой перекос чреват появлением новых штаммов коронавируса, против которых существующие вакцины могут оказаться неэффективны.
Тут дело в том, что страны с низкими темпами вакцинации будут долгое время представлять собой условно «резервуары» для хождения и мутации инфекции. Чем больше у коронавируса времени, тем больше вероятность, что в конце концов он мутирует в принципиально новые формы, которые позволят обходить вакцинную защиту, ориентированную на исходный штамм.
Таким образом, промедление с вакцинацией в масштабах мира представляет опасность не только для бедных стран, но и для богатых, где с прививками всё в порядке.
Ученые говорят, что нынешние вакцины защитят от любых штаммов коронавируса. Однако, по мнению Северинова, никто не может знать, «какими будут будущие варианты». Поэтому и говорить наверняка ничего нельзя.
Известные сейчас штаммы не сильно отличаются от исходного (уханьского). Некоторые из них заразнее, некоторые – слабее, и вакцины первого поколения от них защищают. «Но это не значит, что не могут возникнуть варианты, которые будут преодолевать иммунитет, вызванный имеющимися вакцинами», - подчеркнул эксперт.
Из сказанного следует, что всем странам нужно нарастить сотрудничество по части вакцинации. А значит, благополучным государствам придется помогать менее успешным, хочется ли им того или нет. Разрыв в уровнях вакцинации необходимо сокращать. Нужна кооперация в организации производства вакцин в бедных странах, и просто передачей технологий тут не помочь, так как с таким подходом можно ударить по качеству вакцин. «Это может подорвать доверие населения к прививкам, и мы, желая сделать добро, сделаем как всегда», - подытожил Константин Северинов.