В Роспотребнадзор поступило обращение с просьбой обратить внимание на распространение в России органических товаров без сертификации.
Отсутствие сертификата означает, что продукция не внесена, как того требует законодательство, в Единый государственный реестр производителей органической продукции, а значит, «может угрожать здоровью потребителей». Об этом говорится в письме зампреда аграрного Комитета Совфеда Сергея Белоусова к руководителю РКН Анне Поповой. С текстом документа ознакомилась «Парламентская газета».
Белоусов напомнил, что по вступившему в силу в 2018 году закону об органической продукции производители после получения сертификата могут наносить на упаковку маркировку или особый знак органической продукции. Это позволяет защитить товар от подделки. В первую очередь в такой мере безопасности заинтересованы потребители.
К органике относятся не только продукты питания, но и косметика, и средства личной гигиены, произведенные без использования «тяжелой химии». Если говорить о продуктах питания, то экологические стандарты предписывают избегать клонирования, генной инженерии и ионизирующего излучения. Кроме того, органическая продукция должна храниться и транспортироваться отдельно от неорганики.
Таким образом, единый знак «органическая продукция» является знаком качества, неправомерное использование которого влечет за собой ответственность в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей. Тем не менее, на полках магазинов количество псевдоорганических продуктов растет, что немало беспокоит Комитет Совфеда. Белоусов в этой связи попросил Роспотребнадзор прокомментировать ситуацию и отчитаться, как осуществляется контроль в этой сфере. Он посетовал на возникшее впечатление, будто надзор в этой области «сегодня ослаблен».
Как следствие, покупатели в магазинах путаются с выбором, а присутствие на полках сомнительных товаров подрывает доверие к системе прововольственного обеспечения в целом.
Обеспокоенность Белоусова разделил председатель Союза потребителей Петр Щелищ. Он констатировал, что производители порой используют на упаковке надписи «БИО» или «ЭКО» для привлечения внимания покупателей. По мнению эксперта, у Роспотребнадзора не так много инструментов, чтобы проконтролировать производителей, поэтому риск попасться невелик.
Щелищ отметил, что по-хорошему проверки нужно проводить не только в торговых точках, но и непосредственно на производстве. Процедуру проверок бизнеса Роспотребнадзором надо упрощать, да и штрафы за нарушения должны быть более весомыми, подытожил Щелищ.