Назначение нового главы Пенсионного фонда РФ стало сигналом о возможных переменах в системе пенсионного обеспечения страны.
Распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина Максим Топилин отправлен в отставку в связи с переводом на новое (пока неизвестное) место работы. Пост руководителя ПФР занял экс-глава Фонда социального страхования Андрей Кигим.
Одни эксперты называют это назначение временным, а другие уверены, что Мишустин на время людей не берет и явно возлагает большие надежды на работу Кигима.
Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский в интервью Накануне.RU назвал выбор премьера удачным. В ПФР назрело много проблем. Одним из ключевых элементов их решения должна стать цифровизация. Топилин под эту задачу не подходил. Он – дисциплинированный, ответственный чиновник, однако тут стоит цель внедрения новых технологий, которые значительно оптимизируют работу ПФР.
«Топилин – это человек все-таки не 21 века, это человек века 20-го», – отметил Кричевский, подчеркнув, что в ПФР сейчас нужен продвинутый в сфере высоких технологий руководитель. В качестве аргумента экономист указал, что в последние годы примерно на две трети занятого населения платились взносы меньше 5 тысяч рублей. Оставшиеся 1/3 – выше. Они то и кормили всю систему. Но у руководства ПФР такой дисбаланс не вызывал вопросов. По крайней мере, тут никаких видимых попыток что-либо изменить не предпринималось.
За это время существенно изменились схемы работы ФНС. Например, ИП можно зарегистрировать в считанные минуты. «Да и вообще многие прочие ведомства ушли далеко вперед, а ПФР как стоял на месте, так и стоит», - добавил Кричевский. В ПФР тоже говорят о цифровизации, но сделана она, с точки зрения рядового гражданина, как-то «кривенько».
Андрей Кигим очень хорошо разбирается в специфике социального страхования, отлично ориентируется в бюрократической среде. По мнению Кричевского, новому главе ПФР вначале следовало бы отделить «страховые функции и функции социального обеспечения». ПФР в нынешнем виде похож на советский собес. Через него выплачиваются пенсии, маткапитал, выплаты афганцам, пострадавшим в результате техногенных катастроф. К страховой системе все это не имеет отношения.
Навести порядок могло бы помочь объединение нескольких соцфондов, о чем в последнее время много говорят. Для этого потребуется провести огромную работу. «Базы "не бьются" друг с другом. Кроме пенсионной системы, еще есть медстрахование, где тоже своя отдельная база, а дальше идет фонд», - пояснил экономист. Теоретически, всё это можно объединить в одну базу с ФНС. До конца года это можно сделать. Цифровая оптимизация системы укладывается в идею сделать пенсионную систему самодостаточной без повышения страховых взносов. Сейчас это главная задача ПФР.
«Потому что есть перекосы внутри самой пенсионной системы, например, через страховую регрессию – после определенного предела ставка составляет не 22%, а 10%. Плюс не выдерживается дисциплина по взносам за тех работников, которые получают мало»,- заявил Никита Кричевский, выразив уверенность, что у Андрея Кигима справиться с непростой задачей получится лучше, чем у многих других опытных чиновников.