Российские ученые-эпидемиологи, вирусологи и инфекционисты дали оценку известиям из Великобритании о появлении там мутировавшего коронавируса и спрогнозировали дальнейшее протекание эпидемии.
Врач-эпидемиолог Геннадий Онищенко в интервью ИА «Красная Весна» пояснил, что нового штамма коронавируса нет. Этот тот же штамм, мутировавший в сторону большей заразности. С точки зрения токсигенности (опасности для организма) коронавиурс изменений не претерпел.
Уровень заразности коронавируса по сравнению с прочими инфекциями довольно низкий. Даже по сравнению с гриппом, которым в самые легкие эпидемии переболевают сотни миллионов людей, коронавирус выглядит довольно «мирно» (77 млн заболевших).
Профессор вирусологии Александр Чепурнов объяснил нервозную реакцию мировой общественности на мутировавший COVID отсутствием эффективного средства, которое оперативно бы погасило пандемию.
«Он (коронавирус), действительно, пока что ведет себя довольно агрессивно. Управы против него пока что никакой не удается получить. Поэтому начинают нервничать по каждому дополнительному информационному поводу», — сказал Чепурнов. По его словам, панику подогревает дальнейшее распространение коронавируса, тогда как системы здравоохранения стран уже не выдерживают. С повышением заразности на 70%, если верить премьеру Британии Борису Джонсону, удар по здравоохранению станет крайне болезненным.
Оптимизма добавляет отсутствие данных об изменениях антигенных свойств. Это говорит о сохранении защитных свойств российской вакцины от обновленного коронавируса. Разработанные к настоящему моменту вакцины воздействуют на множество участков коронавируса, а изменился всего один – отвечающий за контагиозность.
Главный инфекционист Федерального медико-биологического агентства Владимир Никифоров по поводу мутации коронавируса отметил, что рост заразности еще ни о чем не говорит. Дело в том, что параллельно с этим должна снижаться тяжесть переносимости инфекции.
Вполне возможно, что вирус попросту приобретает сезонный характер, уходя в более легкие формы. Вирус достаточно разумен, и ему нужна среда обитания. «Ему не нужны трупы. Он паразит. Он живет в живом организме, который убивать ему ни в коем случае не выгодно», - пояснил Владимир Никифоров. Мутация, произошедшая в Британии, говорит о стремлении вируса к равновесию, которой пока нет.
Что касается мер борьбы с инфекцией, то закрытия границ – не лучший выбор. Необходимо восстанавливать инфекционную медицину. Например, если бы в России удалось сохранить эту сферу на уровне 2010 года (200 тысяч инфекционных боксов), «мы бы эту пандемию даже не заметили», подытожил Владимир Никифоров.
Руководитель отделения микробиологии латентных инфекций, вирусолог Института им. Гамалеи Виктор Зуев, комментируя британские новости, напомнил, что информация о мутировавшем, более заразном штамме, появилась еще в сентябре.
Зуев удивился тому, насколько поздно мутация себя проявила. Прочие же мутации не влияли на патогенность и контагиозность. По мнению Зуева, раз мутация появилась значительно раньше, чем о ней сказал Борис Джонсон, значит вирус прошел через миллиарды людей.
«Удивительно, что он сохранил такую стойкость», - резюмировал Виктор Зуев.
Вирусолог Алексей Аграновский назвал ограничение полетов в Лондон избыточной мерой в борьбе с «британским» штаммом. Он подчеркнул, что эта версия не более опасна, несмотря на высокую заразность. Специалист напомнил о соблюдении мер профилактики, вакцинации и лечении в случае заболевания. Этих мер достаточно для борьбы с новым штаммом, сказал он в комментарии ФАН.