Идея быстровозводимых аэродромов из льда в Арктике будет очень востребована в России.
Соответствующую технологию разработали в МГТУ им. Баумана. О ней в кулуарах форума «Армия-2020» рассказал в интервью ТАСС проректор по экономике и инновациям университета Евгений Сторожук.
По его словам, ученые придумали технологию по изменению структуры льда таким образом, чтобы этот материал приобретал необходимую прочность и гибкость, позволяющие выдерживать посадку военно-транспортные самолетов Ил-76.
Речь идет о специальных реагентах для ледового покрытия, «которые позволяют осуществлять посадку авиатранспортных средств на подготовленную ледовую полосу», пояснил Сторожук. Для мониторинга состояния покрытия, появления в нем трещин, в толще льда планируется размещать волоконно-оптические сенсоры. А в случае оттепели рабочее состояние ледовых аэродромов будут поддерживать подмораживанием или добавлением реагентов. Следить за аэродромом можно будет удаленно. В таком режиме, как предполагается, будут работать диспетчеры.
Проект ледовых аэродромов получил название «Площадка». Он рассчитан на реализацию на материковых территориях Заполярья. Работа с Минобороны над проектом уже налажена, уточнил Сторожук.
А если сильная оттепель?
Как показывает практика, оттепель для территорий вечной мерзлоты – событие нередкое, но вместе с тем, зачастую неожиданное. Например, в Норильске, по официальной версии руководства «Норникеля», потепление привело к движению грунта под резервуаром с солярой, да так быстро, что никто и предположить не мог, что так бывает. Впрочем, у официальных властей такая версия особых вопросов не вызвала, да и на телевидении об этом рассказали вполне серьезно.
Как заметил экономист Никита Кричевский, задумка с тающим льдом тем и интересна, что аэродромы смогут «растворяться» без следа, как и деньги, на них потраченные.
«Что может быть прекрасней этой затеи? Построили аэродром, он растаял, а вместе с ним растаяли бюджетные деньги. Воистину: русская коррупционная изобретательность безгранична», - прокомментировал Кричевский.