В последние 30 лет в Европе наблюдается уникальное явление – наводнения, которые случаются едва ли не каждый год. Россия тоже включается в эту тенденцию.
Последнее крупное наводнение случилось в городе Тулун Иркутской области в 2019 году. Тогда во время паводка затопило около 10 тысяч домов. Летом 2013 года наводнения зафиксировали в Амурской области, Хабаровском крае, Еврейской автономной области и Приморском крае. В 2002 году катастрофические наводнения случились на Северном Кавказе.
Специалисты из МГУ и Института географии РАН полагают, что в будущем подобные явления будут случаться чаще, и властям в России следует заранее озаботиться инспекциями и модернизацией дамб.
Замдиректора Института географии РАН Андрей Панин в интервью «Парламентской газете» пояснил, что есть разные причины, вызывающие наводнения. Первая – ливни (как правило, летом-осенью). Так было в Иркутской области.
Вторая – ледовые заторы. Например, в 2001 году в русле реки Лены из-за скопления льдин уровень воды повысился до 20 метров. Ленск был защищен от подъема воды лишь на 13,5 метра. Последствия были ужасающими.
Города, расположенные на берегах морей, подвержены наводнениям из-за ветровых нагонов. Ранее эта проблема была у Петербурга, но со строительством дамбы через Финский залив город оказался в безопасности.
По подсчетам ведущего научного сотрудника Института географии РАН Александра Георгиади, каждый год Россия терпит ущерб до 100 млрд рублей от наводнений, плюс потерянные человеческие жизни. Георгиади выразил уверенность, что в связи с глобальными изменениями климата экстремальные паводки будут происходить все чаще. Особенно на Дальнем Востоке и на Кавказе.
Депутаты Госдумы в курсе проблемы и ранее проводили расследование, чтобы выяснить, почему уровень воды в водоемах порой превышает расчетные показатели защитных сооружений.
Председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев сообщил о результатах исследования. Во-первых, в России нет должного учета дамб и расчета их технических характеристик с поправкой на климатические изменения. Некоторые сооружения вовсе бесхозные, и за них никто не отвечает.
Другие дамбы построены десятки лет назад с ориентиром на тогдашнюю статистику по осадкам. Но с тех пор показатели поменялись. Тут яркий пример – дамба в Тулуне, рассчитанная с запасом в 10 метров, а когда вода поднялась до 13 метров, сооружение не выдержало.
Николаев констатировал, что по-хорошему, нужно проводить переучет всех защитных сооружений, пересматривать нормативы, проводить ремонтные и строительные работы. Это огромные затраты. С другой стороны – деньги необходимо найти, «ведь это инвестиции в нашу жизнь и безопасность», констатировал парламентарий.
Профессор Андрей Панин со своей стороны добавил, что нужно постоянно следить не только за состоянием дамб, но и отслеживать динамику уровня всех рек, осадков.
На старые водохранилища советских времен тоже надо обратить внимание. Многие водоемы не чистят, они заносятся илом и песком и не могут вмещать в себя то количество воды, как раньше.
Александр Георгиади предложил законодателям прописать нормативно-правовые акты, где четко будет указываться, на каких территориях, подверженных или нет затоплениям, какие объекты можно строить во избежание трагедий в будущем.