Белоруссию по границам окружают сразу три «фактора нестабильности», да и на дальних подступах, в том числе за океаном, «друзья» довольно коварные, поэтому страну ничего хорошего в будущем не ждет.
Президент РБ Александр Лукашенко сам загнал себя в тупик многовекторной политикой, а внутри государства накопилось много проблем. За это Минск теперь расплачивается аналогом «арабской весны».
Протесты в Белоруссии почти моментально перешли в жесткую фазу, хотя им еще далеко до того, что в свое время творилось в Тунисе и Египте, констатировал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Он спрогнозировал, что совсем уж жестких сценариев, как например подавление восстания студентов на площади Тянаньмэнь, не будет. Повторения Гонконга – тоже.
– Лукашенко не Дэн и не Си. Он, может, и последний диктатор Европы, но именно Европы. Нет в нём подлинной жестокости. Не Пиночет, и даже не Каримов, – написал Сатановский в Telegram.
Он заметил, что накал ненависти между протестующими и правоохранителями свидетельствует о глубоком расколе белорусского общества. Среди силовиков тоже нет единодушия, так как некоторые отказываются подавлять протесты.
– Да, таких немного, но эрозия системы налицо. Тут только не хватало, чтобы они между собой передрались. Кто-то Батьку недолюбливает, кто-то за собственное будущее боится, кого-то семьи подпирают, – продолжил Сатановский.
На внешних рубежах у Белоруссии обстановка сложная. Ее окружают Польша, Украина и Литва. Для России это откровенно враждебные страны, где США творят, что захотят. Поэтому очень показательно, как в Вашингтоне стали осуждать Лукашенко и призывать пойти на поводу протестующих. У руководства ЕС тоже есть зуб на Лукашенко, просто это в последние как бы подзабылось.
– Он (Лукашенко) же поддерживал баланс отношений со всеми ними и нами? Ну, а сидение на заборе, ни туда, ни сюда, поза неудобная. Можно немного самое ценное в мужском организме отдавить. Вот, ему сейчас оттуда всё, что могут, и отдавят, – предупредил Сатановский.
По его словам, для России стабильность в Белоруссии имеет принципиальное значение. Это ключевой партнер в процессе интеграции на постсоветском пространстве. Без Белоруссии интеграция обнулится. Впрочем, есть основания полагать, что либеральному крылу в российском правительстве такое обнуление на руку. Поэтому вскоре вполне можно будет увидеть, как в городах РФ появятся одиночные пикетчики с лозунгами вроде «Мы/я Белоруссия без Батьки».
Сатановский посетовал, что Лукашенко в своей политике не стеснялся заигрывать со всеми соседями, Европой, США и даже собственными националистами. При этом мог разыграть и антироссийскую карту.
На внутриполитическом поле он «зачистил политический истеблишмент под ноль», потому в стране не оказалось вменяемой оппозиции с конструктивными лозунгами, которая могла бы побороться за сменяемость власти без коктейлей Молотова.
Что дальше будет с Белоруссией, непонятно. Американцы в таких случаях «особо не церемонятся, берут её (страну) под контроль.
– Ну, в любом случае, если что, Мария Захарова выступит, белорусско-российские отношения отпоёт, супостатов осудит и надежду на будущее их восстановление выразит. У неё это замечательно получается, – заключил Сатановский.