Предстоящие выборы в Белоруссии могут стать самыми беспокойными за последние четверть века.
День выборов назначен на 9 августа, а точечные протесты по всей стране идут уже сейчас. Поводом стали задержания оппозиционных кандидатов, которые могли бы составить конкуренцию действующему президенту Александру Лукашенко.
В Telegram-каналах и соцсетях активно обсуждается идея провести 3 августа общенациональную забастовку. Протесты во время выборов и после были в Белоруссии и раньше, но никогда еще не было такой протестной активности заранее.
В этом состоит главное отличие нынешней протестной волны от предыдущих, отмечает минская журналистка Екатерина Карпицкая. В конце июня на мирные акции солидарности после задержания кандидата Виктора Бабарико люди вышли в Гомеле, Могилеве, Гродно, Речице, Витебске, Бресте, Бобруйске и других городах. Примечательно, что в акциях стали участвовать те граждане, которые ранее были политически-пассивны.
Издание «Открытые медиа» в пример этой тенденции приводит разговор корреспондента с 30-летней жительницей Белоруссии Ольгой. «Я узнала о задержании кандидата Виктора Бабарико и его сына. Меня это дико возмутило, но что с этим делать, я не понимала», - рассказала женщина. По ее словам, сначала она прочитала о протестных «цепочках» в соцсетях. «В городе в этот день шёл дождь с градом. Я была уверена, что люди быстро разбегутся из-за плохой погоды. Но когда, опять же в соцсетях, прочла, что и, промокнув, белорусы продолжают стоять, мне стало стыдно», - поделилась Ольга, которая на волне таких чувств вышла на протест.
В соцсетях, как замечают «Открытые медиа», люди стали часто писать об отказе быть аполитичными в последние месяцы. Политикой стали интересоваться известные артисты. Так, рэпер Бакей недавно обратился в Instagram к своей аудитории с призывом озаботиться судьбой своей страны. В качестве аргумента к тезису, что с судьбой Белоруссии что-то не так он указал на «бездействие государства, когда появился коронавирус».
В мае 2020 года белорусские порталы TUT. BY, Onliner. by, nn. By, а также несколько самых читаемых Telegram-каналов провели опросы о предпочтениях белорусов на выборах. В результате оказалось, что Александр Лукашенко набрал всего 3%, после чего в сетях стал распространяться мем «Саша 3%». Сам Лукашенко отказался считать правдивым такой низкий рейтинг, после чего Telegram-каналы записали во враги государства, а на официальном уровне стали звучать идеи оградить белорусов от тлетворной пропаганды.
До точки кипения еще далеко
Белорусский политолог Артем Шрайбман, комментируя обстановку в Белоруссии, выразил уверенность, что посадки кандидатов и разгоны митингов свидетельствуют о страхе властей.
Впрочем, в Белоруссии пока нет достаточно крупной и популярной оппозиционной структуры, способной бросить вызов Лукашенко. «Пока люди достаточно раздроблены, протестная энергия распылена, у неё нет лидеров и координации, и власти с этим проще работать», - пояснил Шрайбман. Он добавил, что нынешние протесты – это протесты за лучшую жизнь, а не протесты отчаяния. «Всё-таки пока у нас люди не голодают. Людям есть что терять», - констатировал эксперт.
Массовые протесты маловероятны
Похожей позиции придерживается эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец. В беседе с корреспондентом ФБА «Экономика сегодня» он прокомментировал разговоры Лукашенко об угрозе развала Белоруссии.
Болкунец напомнил, что белорусский президент часто пугает народ подобными предсказаниями накануне выборов. В реальности, предпосылок для распада страны сейчас не наблюдается. «Он (Лукашенко) позиционирует себя в качестве единственного, а главное незаменимого руководителя, который способен руководить в Белоруссии и сохранить ее суверенитет, предотвратив "майданный сценарий" Украины», - пояснил Болкунец.
Тем не менее, протестный потенциал в Белоруссии есть, учитывая, что люди хотят перемен и новых лиц в политике. Некоторые обострения ближе к дню голосования возможны, но вряд ли они перерастут в массовые выступления и беспорядки, как на Украине в 2014 году.
«В обществе заметен огромный запрос на перемены. Лукашенко, насколько можно судить, пока к этому не готов», - заметил эксперт, подчеркнув, что несмотря на это в ни о какой революции не может быть и речи.