Поднять общественность в поддержку советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, как это было в случае с журналистом Иваном Голуновым, вряд ли получится.
Задержание Сафронова в считанные часы мобилизовало группу поддержки, которая вечером 7 июня устроила несколько одиночных пикетов на Лубянке. Правоохранители задержали более десяти журналистов, в числе которых оказалась ведущая Ксения Собчак, которые требовали немедленно освободить подозреваемого или обеспечить максимально открытое следствие по делу о госизмене. При этом, никого не смутило, что подобные дела в принципе рассматриваются в закрытом режиме во всем мире.
Лефортовский суд в Москве арестовал Сафронова до 6 сентября. Подробности об обвинении сообщил его адвокат Иван Павлов. По его словам, Сафронов подозревается в работе на чешские спецслужбы. Конечными получателями информации следователи считают США. Иван Павлов отметил, что в деле Сафронова 7 томов. ФСБ давно прослушивала телефонные переговоры Сафронова и читала его переписку по почте В распоряжении силовиков также есть результаты трех экспертиз, подтверждающих вину подозреваемого. Уголовное дело по статье «Госизмена» было возбуждено только 6 июля. «Такое редко бывает даже через годы предварительного следствия. За вашим коллегой очень долго следили», — цитирует адвоката «КоммерсантЪ».
Как отмечают эксперты, задержания по статье о госизмене как правило осуществляются только тогда, когда есть стопроцентные доказательства вины. Именно этим может объясняться накопленный огромный объем материалов дела.
«В одном томе уголовного дела обычно 200 страниц (плюс - минус), больше просто шило не прокалывает и читать не удобно. То есть в деле Сафронова уже примерно 1400 страниц. От этого у любого адвоката волосы встают дыбом. Думать, что там вода на киселе – наивно», - прокомментировал происходящее журналист, обозреватель Марат Баширов.
«Семь томов следствия изначально представленных в суде - это очень много! Это не пара оперативных докладов, протоколов обысков и свидетельских показаний», - констатировал он.
По мнению Баширова, несмотря на это журналистское сообщество будет защищать Сафронова до конца. Дело в том, что практика последних лет «дает многим уверенность, что Сафронова можно "отбить", как Голунова, или Серебенникова или Прокопьеву». Эксперт выразил уверенность, что движение в защиту Сафронова «будет расти и рано или поздно станет политическим протестом».
Виновность/невиновность Сафронова решает улица?
С идеей отстоять правоту Сафронова на улицах вместо суда категорически не согласен юрист Илья Ремесло. Он назвал идиотизмом требования открытого суда по делу о госизмене.
Выполнение такого требования будет означать - поставить под удар оперативников, агентов, методы ведения ОРД. Ремесло подчеркнул, что протесты против задержания Сафронова выглядят, как вмешательство в следствие и суд. «Больше всего конечно поражает наглость зажравшихся "элитариев" от медийки. То террорист Сенцов у них был "хороший человек и режиссер", то «Сеть» (террористическая организация, запрещена в РФ), потом пьяный убийца Ефремов. Ну а теперь нового идола нашли», - посетовал Ремесло в своем Telegram.
Обоснованность требований освободить Сафронова оценили авторы Telegram-канала «Кремлевская прачка», которые обратили внимание, насколько быстро активизировались специфические сообщества.
«Например, участие активистов «Трансперси Интернешнл» в пикетах в поддержку лоялиста и сотрудника «Роскосмоса» Сафронова, что выглядит достаточно странно. При этом аргументация в поддержку журналиста, в сущности, отсутствует и является преимущественно эмоциональной, а не фактической», - говорится в сообщении канала.
Примечательно, что на допросе Сафронов отказался от дачи показаний, сославшись на 51-ю статью Конституции. «Этот пункт подозрительный, так как, учитывая публичность дела, именно показания Сафронова могли бы доказать его невиновность», - резюмирует «Кремлевская прачка».