Коронавирусные ограничения не просто пора снимать, их не следовало вводить вовсе, заявил доктор медицинских наук, профессор Игорь Гундаров.
С научной точки зрения, статистика заболеваемости до эпидемии и пандемии не дотягивает. Есть сезонная вспышка заболевания, «связанная с SARS-CoV-2», не более того. Причем статистически эта вспышка не выбивается из общих показателей предыдущих лет. В свете этого соображения, разговоры о «второй волне» выглядят странно. Дело в том, что цикл заболеваемости неправильно считать с Нового года. Гораздо удобнее это делать с осени. Практически во всем мире каждый год наблюдается следующая картина: после лета наблюдается рост заболеваемости ОРЗ, ОРВИ, растет количество пневмоний, чем бы они ни были вызваны. Первая волна – это октябрь. «И она небольшая. Затем ноябрь, декабрь примерно идут стабильно. Конец декабря, начало января – вторая волна очень большая. Потом февраль – спад, люди расслабляются, а март – вдруг снова пик», - рассказал Гундаров в интервью Накануне.RU.
По его словам, существующая официальная статистика заболеваемости коронавирусом не позволяет говорить об эпидемии и пандемии. Существует определенный порог, но нигде не говорят о превышении этого порога. «Более того статус пандемии может объявить только ассамблея ВОЗ. Этого тоже не происходило. Были высказывания генерального секретаря, но это его личное мнение», - подчеркнул эксперт.
Еще одна проблема ситуации с коронавирусом – тестирование. Ведущие страны разработали массу тестов, и каждый из них имеет свою погрешность. Белоруссия в свое время закупила тесты в Китае, России и других странах. Но очень скоро выяснилось, что при сопоставлении данных тестирования различными способами получается «полный бардак». «Наши показывают одно, китайские показывают другое», - объяснил Гундаров. Для примера, если один тест имеет чувствительность в 70%, это значит, что 30% больных он не охватывает, и нужно проводить дополнительные тесты. «Если взять 100 млн – протестировали, а из них, допустим, специфичность 80%, значит, 20% здоровых заберет. И вот представьте – мы 20% здоровых людей назовем больными. Это какая паника!», - посетовал профессор.
Гундаров предположил, что когда президент Белоруссии узнал о таких тонкостях, он принял правильное решение следить за эпидемиологической ситуацией не по бессимптомным носителям, не по тестам, а по выявленным случаям пневмоний. Учитывая, что смертность от коронавируса составляет примерно 0,3%, данный подход себя оправдывает.
Кроме того, в вопросе тестирования важно внимательно отследить, не станут ли тесты новым бизнесом, при котором кое-кому будет выгоден рост выявленных заражений.
Гундаров отметил, что куда более интересным в истории с коронавирусом является пандемия паники, охватившая весь мир. «Пандемии коронавирусной инфекции нет, а есть охвативший весь мир страх. Такого никогда не было, это впервые происходит за всю историю», - сказал собеседник Накануне.RU. он констатировал, что уровень развития медиа-технологий сейчас таков, что в считанные дни можно «превратить все человечество в коллективный мозг и погрузить его либо в состояние социального оптимизма…либо страха, паники и безысходности».
Однако паника – это не повод для самоуправства и введения различных ограничений. «Когда же нужно снимать карантин? А его не надо было вводить. Поскольку ситуация сейчас ничуть не хуже, чем в прошлом году. Это я отвечаю как врач, как эпидемиолог», - заверил Гундаров.
В заключение он призвал ученых представить как можно более полную и объективную картину с коронавирусом, которая, кстати, может стать поводом для предъявления властям всего мира обвинений в самоуправстве, распространении фейковой информации и превышении должностных полномочий.