В России появился город, власти которого открыто выступили против ряда мер противодействия распространению коронавируса, назвав их губительными для экономики и граждан.
Мэр города Саянск Иркутской области Олег Боровский отказался закрывать кафе, фитнес-центры и прочий малый бизнес, а также не стал заставлять горожан сидеть дома. В интервью «КП» он объяснил, почему решил выбиться из общего тренда.
Он заявил, что федеральные власти не вводят режим ЧС отнюдь не случайно. «Ни в одной стране мира нет слова «самоизоляция». Либо режим ЧС, либо карантин. И понятно, почему государство боится объявлять ЧС - не хочется платить населению и бизнесу. Решено возложить все потери на наших жителей», – сказал Боровский.
Он подчеркнул, что в законодательстве нет понятия «самоизоляция». Нужно вводить карантин или режим ЧС, и тогда все будут сидеть дома. А сейчас получается, что «не остановили работу лишь предприятий, выгодных государству. Крупных компаний, заводов непрерывного цикла. Разрешили работать строителям, дорожникам, закрыв только малый бизнес». Однако никого не волнует, что на той же стройке проводить дезинфекцию каждые три часа никто не станет.
О подобных мелочах сейчас мало кто думает. Боровский привел в пример недавно обратившуюся к нему женщину, которая взяла кредит, выучилась на парикмахера, сняла помещение, наняла сотрудников и стала этим жить. Сейчас власть фактически предлагает ей закрыться и продолжать платить зарплаты своим сотрудникам. Что делать в такой ситуации женщине, в одиночку воспитывающей двоих детей?
Правительство объявило о мерах поддержки МСП. Но это «не меры поддержки, а закатывание бизнеса в комок».
«Ну, отсрочили на полгода платежи по налогам, но не отменили же. Налоги сейчас скопятся в одну кучу, как их потом отдашь? Или сказали: пени по ЖКХ не начисляем, можете не платить. Потом все очнутся – сумма выросла в разы. А при ЧС власть обязана компенсировать все убытки», – пояснил Боровский.
Касаемо других регионов и городов, которые по примеру Москвы пошли на жесткие меры, собеседник КП списал их поведение на панику и «боязнь ответственности», ставшую системной болезнью чиновников.
В заключение мэр Саянска рассказал, что принял решение не выслуживаться перед Москвой ценой безработицы, а то и вовсе голода, после того, как президент объявил о продлении нерабочих дней до конца апреля. «Я понял, что людям придет кирдык», – заключил Олег Боровский.
Бизнесу совсем плохо…
В то время как пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заверяет, что в Кремле пристально наблюдают за ситуацией на рынке труда, а правительство «держит руку на пульсе», чтобы оперативно принять новые меры помощи МСП, многие компании и предприятия назло руководству страны и вопреки оказываемой поддержке с каждым днем оказываются все ближе к банкротству.
Согласно результатам опроса НИУ ВШЭ, из-за эпидемии коронавируса 24% россиян лишились дохода. Опрос был проведен 4−5 апреля среди 3065 респондентов. 24% участников исследования лишились дохода целиком, у 32% он значительно снизился, и только у 22% остался на прежнем уровне. Об этом сообщается в статье «Коммерсанта» «Вирус виден невооруженным глазом».
Многие компании стараются найти альтернативы увольнению работников. Однако, как напоминают «Открытые медиа», опрос Центра стратегических разработок показал, что еще во время первой нерабочей недели почти треть компаний отправила сотрудников в неоплачиваемый отпуск. 49% перевели работников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, а 20% сократили зарплаты, не меняя рабочего графика, 16% задумались об увольнениях.
В последнее же время стала востребованной идея экс-премьера Дмитрия Медведева о переходе на 4-дневную рабочую неделю. Так, портал «Невские Новости» пишет, что некоторые компании стали переходить четырехдневку, чтобы сократить расходы на персонал. Например, в таком режиме начали работать нефтехимическая компания «Сибур», РЖД и метрополитен в Екатеринбурге. С сотрудниками при этом заключаются специальные допсоглашения к трудовым договорам.