Процедура принятия поправок в Конституцию вызвала у юристов и экспертов сомнения насчет ее соответствия букве закона.
Как следует из внесенных поправок ко второму чтению законопроекта, закон об изменении Конституции будет вступать в силу поэтапно. Порядок этой процедуры президент Владимир Путин ранее предложил зафиксировать в специальной статье 3 законопроекта. В ней говорится, что новые правила существенно отличаются о тех, что установлены в статьях 135–136 действующего Основного закона.
Так, поправки к главам 3–8 принимаются конституционным большинством в Госдуме и Совфеде и вступают в силу после их одобрения парламентами не менее чем двух третей субъектов Федерации.
Данное требование в статье 3 законопроекта сохранилось, но в документе отмечается, что после одобрения поправок обеими палатами парламента вступает в силу только сама статья 3.
Сам же текст с поправками, а также статья 2 (процедура голосования граждан), будет приниматься в особом порядке: Конституционный суд проверит еще не вступившие поправки, и если он сочтет их неконституционными, то в силу они не вступают, и общероссийское голосование не будет проводиться.
В случае положительного заключения КС сначала в силу вступит 2-я статья о проведении референдума, а уже после голосования, когда и если люди проголосуют за пакет поправок, он вступит в силу со дня опубликования результатов голосования.
Руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский выстроенную систему принятия поправок оценил положительно. «Такая проверка конституционности повышает легитимность самих поправок», - цитирует Бадовского газета «Ведомости».
Эксперт отметил, что предложенный порядок юридически «увязывает» с законом процедуру голосования. 3-я статья по факту подтверждает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ».
Профессор ВШЭ Илья Шаблинский, напротив, заявил, что отсылка к результатам голосования, где будут достаточно «большинства» для вступления поправок в силу, не имеет под собой законной основы.
По словам Шаблинского, раз государство прибегает к дополнительной статье ради организации референдума, в ней следовало бы прописать гарантию основных прав избирателей. Например, право на агитацию и контрагитацию, наблюдение и так далее. Кроме того, определять порядок голосования можно только в соответствии с требованиями действующей Конституции. Нельзя нарушать порядок статей 135 и 136, резюмировал эксперт.
Юрист Елена Лукьянова также раскритиковала предложенную процедуру. Дело в том, что на рассмотрение КС в процессе принятия поправок поступит еще не ступивший в силу закон. Юридических оснований для его проверки у КС нет, как нет и полномочий на это согласно статье 125-й Конституции. Лукьянова предположила, что обращение к Конституционному суду может быть вызвано тем, что у власти есть сомнения в легитимности поправок.