Минюсту РФ пришлось давать публичные разъяснения после того, как СМИ написали о заявленной в ЕСПЧ позиции министерства по проблеме домашнего насилия.
Утром 19 ноября «КоммерсантЪ» представил свой перевод выдержек из документа, из которых следовало, будто бы в Минюсте считают домашнее насилие не такой уж злободневной проблемой, чтобы решать ее с помощью специального закона. Эта идея быстро трансформировалась в заголовки в духе «Минюст оправдывает домашнее насилие».
Во второй половине дня министерство выступило с пояснением, где подробно обозначило свою позицию по данному вопросу. «Опубликованная рядом СМИ информация о том, что Минюст России считает масштабы домашнего насилия преувеличенными, искажает суть заявленной в ЕСПЧ позиции властей РФ и содержит вырванные из контекста заявления», - сообщили в пресс-службе министерства (цитирует Интерфакс).
По поводу насилия в семьях Минюст отметил, что это явление носит общемировой характер, и здесь важно принимать взвешенные решения, направленные на защиту людей в целом – женщин, мужчин и детей.
В меморандуме Минюста также отмечается, что хотя в России и нет отдельной статьи по домашнему насилию, существующее законодательство «предусматривает более сорока составов преступлений», так или иначе связанных с насилием. Статьи эти распространяются и на родственников.
В заключение Минюст подчеркнул, что в России принимаются меры по борьбе с домашним насилием в рамках постановлений ЕСПЧ касательно этого явления. Например, постановление по делу «Володина против России».
Позиция Минюста вызвала бурное обсуждение в экспертном сообществе и критику со стороны продвигающих закон о домашнем насилии. Дискуссия дошла и до Кремля. На вопрос о проблеме насилия в свете новостей от Минюста пришлось отвечать пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову.
Песков на этот счет заявил: «Нет, эта тема не обсуждается в Кремле. Обсуждается в экспертной и юридической среде».
Семейное насилие записали в национальные традиции
Примером того, с какого рода критикой столкнулся Минюст, может служить статься журналиста Антона Ореха, где некоторые аргументы в пользу идеи о необходимости срочно принято дополнительные меры в борьбе с катастрофической статистикой семейного насилия.
Орехъ выразил удивление, почему Минюст не ответил ЕСПЧ русской поговоркой «бьёт – значит, любит».
– Но и без этих слов понятно. Получается, серьезной проблемы с насилием на дому в России нет. У нас и побои декриминализовали с целью, само собой, укрепления семейных ценностей. Крепче бьет – крепче любит. А какой штраф за побои не назначь – платить-то из семейного бюджета, – написал журналист в своем блоге в Telegram.
Орехъ отметил, что Минюст не может быть не знаком с данными Росстата, по которым в России от домашнего насилия страдают 26 тысяч женщин и 10 тысяч мужчин ежегодно. По словам Ореха, от МВД статистика еще страшнее. По ней, в стране каждые 40 минут от насилия дома гибнет одна женщина (то есть, 13140 смертей в год). Официального подтверждения таких данных нет.
Орехъ посетовал, что проблема домашнего насилия носит куда более широкий характер: побои имеют место, как со стороны мужчин, так и женщин, «родители совместно издеваются над собственными детьми – и родными и приемными, тысячи детей убегают из дома от насилия, тысячи детей живут в семьях с алкоголиками».
Статистика может быть разной, но зачастую многие случаи остаются невыявленными. «А потом вся страна удивляется делу сестер Хачатурян», - отметил Орехъ.
В заключение он выразил уверенность, что домашнее насилие процветает по причине невозможности получить адекватную защиту от правоохранителей, на вооружении которых нет грамотных законов.
Есть и еще один фактор – ментальность. Здесь Орехъ высказал мнение, что российские семьи якобы держатся на предрассудках, выраженных упомянутой поговоркой. «Эти как бы ценности веками и поколениями такое насилие поощряли и в нем не видели ничего дурного», - резюмировал журналист.