Россия улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business-2020, поднявшись сразу на три ступеньки, однако это практически никак не отражает реальную ситуацию с бизнесом в стране.
В прошлом рейтинге из 190 стран Россия была на 31-й строчке. В нынешнем списке ее место – 28-е. Об этом говорится в докладе Всемирного банка.
В обоснование решения поднять Россию в рейтинге ВБ указал на три реформы. Во-первых, в РФ было ускорено подключение предприятий к системе электроснабжения. Во-вторых, усилена защита миноритарных инвесторов и новые требования по корпоративной прозрачности. В-третьих, сокращены сроки возврата налога на добавленную стоимость (НДС). Такое упрощение налогового учета, как отмечает ВБ, в перспективе позволит усовершенствовать программное обеспечение предприятий 1C.
Как напоминает ТАСС, президент России Владимир Путин еще в майских указах 2012 года ставил задачу достичь 20-й строчки рейтинга Doing Business к 2018 году. Для сравнения, когда Путин давал такую установку, Россия находилась на 120-м месте данного рейтинга.
Из стран бывшего СССР выше всего в новом рейтинге оказалась Грузия, заняв седьмое место сразу за США и перед Великобританией и Норвегией. Выше России в списке фигурируют страны Балтии и Казахстан.
На первых местах Новая Зеландия и Сингапур. Третье место заняла Дания. В оценке условий бизнеса ВБ брал 10 показателей. Среди них: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов.
Кому хорошо от похвал России финансистами
Комментируя новый «успех» России в глазах Всемирного Банка, экономист Никита Кричевский отметил, что единственное, о чем он может свидетельствовать – это о торжестве сугубо бухгалтерского подхода в экономике. Россия «вскарабкалась» на три строчки вверх в рейтинге. Но означает ли это, что бизнес в стране все более прост и выгоден?
«Ни в коем случае, все как раз наоборот. Но показатели блестят. Нечто подобное наблюдается перед общим собранием акционеров. Или в период предпродажной подготовки», - подчеркнул эксперт.
По словам Кричевского, создание такой дымовой завесы позволяет оправдывать невнимание к собственному народу и рассуждать о высоких сферах, которые практически никому не понятны.
В пример Кричевский привел наращивание сотрудничества с Африкой и списание странам этого континента долгов на $20 млрд. 23 октября министр экономического развития РФ Максим Орешкин, рассуждая об усилении российского присутствия в Африке, по простоте душевной заявил, что целью этого является «повышение качества жизни в Африке».
«Но забота о повышении качества жизни в других странах оправданна, когда в твой стране с этим все хорошо», - заметил Кричевский. К сожалению, если брать ожидаемую продолжительность жизни, которая в России в последнее время якобы выросла до такой степени, что пришлось осуществлять пенсионную реформу, то во многих африканских странах она все равно выше, чем в России.
В Египте в среднем живут 73,2 лет, в Ливии - 76,9 лет, Марокко – 77,3 лет, Алжир – 77,2 лет. В России продолжительность жизни составляет 71,3 лет. Но какой толк от всех этих цифр. Кому они вообще нужны?
«Очевидно, Орешкину нужно было хоть что-то сказать в оправдание прощения долгов африканцам. Вот он и ляпнул», - резюмировал Кричевский.
Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов предложил рассматривать вхождение РФ в топ-30 как показатель улучшения государственного и частного управления в стране.
По его словам, рейтинг демонстрирует успехи в реализации целей в сферах, связанных с предпринимательством. Речь идет об изменениях в законах, упрощении доступа к энергоресурсам и сетям и других вопросах, сказал собеседник «Экономики сегодня».