В скором времени довольно большое количество россиян может столкнуться с проблемой невозможности получить полагающиеся им бесплатные лекарства.
Об этом свидетельствуют данные подсчета аналитической компании Headway, которая специально для «Коммерсанта» подготовила отчет по госзакупкам лекарств с начала 2019 года.
Статистика оказалась весьма тревожной. Как выяснилось, с начала года количество несостоявшихся госзакупок лекарств увеличилось почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – с 31,8 тысячи до 60,8 тысячи. Суммарный объем сорванных аукционов вырос на 52%.
Львиная доля сорванных тендеров (55,6 тысячи) сорвалась по причине отсутствия заявок. Еще 2,8 тысячи отменили из-за отказа от размещения заказа, а оставшиеся 2,1 тысячи сорвались в виду недопуска до конкурса всех участников.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк в качестве причины массового срыва тендеров указал на слишком низкие начальные максимальные цены контрактов. Дело в том, что с января текущего года в соответствии с приказом Минздрава №871н госзаказчик обязан выставлять как можно более низкую цену контракта. Большинство поставщиков такая политика не устраивает, и они попросту отказываются работать на предлагаемых условиях.
Отмечается, что целью приказа Минздрава было выровнять цены при госзакупках в регионах. Суть системы состоит в том, что при расчете начальной максимальной цены контракта для небольших поставок учитываются цены крупных тендеров. Для повышения цены свыше рекомендуемой регионам необходимо доказывать целесообразность и обоснованность. Однако брать на себя ответственность и добиваться повышения стоимости контрактов в регионах не хочет никто. В результате, подавляющее большинство сорванных тендеров приходится как раз на регионы. Причем в основном срываются закупки относительно дешевых препаратов.
С другой стороны, поставщики часто жалуются на малые объемы закупаемых лекарств и, ссылаясь на отсутствие выгоды, отказываются от контрактов.
На федеральном уровне в основном срываются аукционы на покупку препарата для лечения ВИЧ «Ламивудин» (с начала года не состоялся 21 аукцион). Данное лекарство входит почти во все схемы лечения ВИЧ-инфицированных. В большинстве случаев поставщики объяснили отказ участвовать в аукционах низкими ценами контрактов.
Но были и такие случаи, когда представители компаний жаловались, что аукционы предполагали закупку слишком большого объема «Ламивудина», который они физически не могли обеспечить. Здесь логично предположить, что сорванные контракты попросту хотят компенсировать за счет повышения объемов последующих, но снова сталкиваются с трудностями уже совсем другого характера.
В беседе с «Коммерсантом» сотрудник организации «Коалиция по готовности к лечению» Алексей Михайлов отметил, что многим регионам теперь придется покупать закупать «Ламивудин» за собственные средства, чтобы обеспечить беспрерывное лечение пациентов.
В Минздраве ситуацию пока не комментировали.