Эксперты из Института экономики роста им. Столыпина предупредили о возможной рецессии в российской экономике уже в 2019 году.
Институт, наблюдательный совет которого возглавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов, подготовил аналитическую записку, где говорится, что экономика подвержена негативному воздействию ряда факторов. В их числе, помимо внешней конъюнктуры, излишне жесткая налоговая и монетарная политика власти.
Национальные проекты, на которые возлагаются надежды в разговорах о грядущем рывке, пока оказывают очень слабый эффект.
Продолжается падение спроса, денег у населения становится все меньше, что бьет по бизнесу, большая часть которого в численном выражении приходится на сферу услуг и торговлю.
По оценке Россстата, в первом квартале 2019 года рост ВВП в годовом выражении составил 0,5%. Однако рост, как утверждают аналитики, во многом обязан успехам крупных предприятий, госсектору. Статистика по малым и средним предприятиям говорит о том, что экономическая активность в стране снижается.
Данных о ВВП за второй квартал пока нет, но есть опасения, что они могут оказаться еще хуже, чем за первый.
В Институте Столыпина отметили, что в первом полугодии 2019 года количество работников МСП сократилось на 1,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение самих МСП составило 7-8%.
Подводя итог этим данным, авторы записки подчеркнули: «Техническая рецессия в экономике может быть зафиксирована уже в 2019, а не в 2021 году как предсказывает Минэкономразвития».
В пользу неутешительного прогноза говорят и другие обстоятельства. В июне 2019 года Банк России снизил оценку роста ВВП с 1,2-1,7% до 1-1,5%. Всемирный банк и МВФ также не видят поводов для оптимизма и снизили оценку роста российской экономики до 1,2%.
Комментарий
Экономист Никита Кричевский о достоинствах прогноза от команды Титова отозвался скептически. Он констатировал, что прогнозировать то, что и так всем очевидно, немного странно. «Любому бизнесмену видно, что экономика ускоряется в тартарары. С таким же успехом титовцы могли бы осень предсказать», - написал Кричевский в своем Telegram.
Он не согласился с тезисом, что сокращение сектора малого и среднего бизнеса является очень существенным негативным фактором. В реальности малый и средний бизнес в ВВП составляет мизерную долю. Сокращение числа МСП скорее свидетельствует о то, что предприниматели переходят в микробизнес (ИП, самозанятые) с более щадящим режимом налогообложения. В основном это характерно для сельской местности, так как в городах все задавили сетевики.
Но это совсем другая история, заключил экономист.