Несанкционированные демонстрации в Москве 27 июля выявили серьезные проблемы социального характера, которые мало связаны с формальной причиной митинга – недопуском до выборов в Мосгордуму независимых кандидатов.
На самом деле, многие из тех кто в субботу вышел заявить свою гражданскую позицию, понятия не имеют, чем вообще занимается Мосгордума и чем их «привлекает» политическая позиция того или иного кандидата. Об этом заявил экономист Михаил Хазин.
«Не было никаких оснований для того, чтобы давать повод для этих самых демонстраций. Мосгордума - вполне себе карикатурный орган, а даже в более серьезной Госдуме работа с куда более серьезными депутатами конца 90-х была поставлена вполне эффективно», - написал он в своем блоге.
По большому счету весь конфликт связан с «тупой и наглой номенклатурой среднего уровня», которая до ужаса боится отдать свои места, потому как делать больше ничего не умеет и не собирается.
В случае с городской думой выяснилось, что, по крайней мере, теоретически этот средний слой «может заблокировать умеренные действия (Сергея) Собянина». Этим моментом заинтересовались политические противники градоначальника.
На руку оппозиции сыграла аморфность провластных конкурентов, среди которых ни ораторов, ни более-менее квалифицированных управленцев нет.
В этой политической игре «самыми глупыми выглядят протестующие, которым невдомёк, чьи интересы они представляют». «Оно понятно, кролики думали, что они любят друг друга, но нельзя же разводиться столь пошлым и циничным образом», - продолжил Хазин.
Таким образом, выходит, что глубинной причиной уличных выступлений является нечто отличное от политики. Приоритетной версией здесь, по мнению Хазина, является закупоривание социальных лифтов, которое радикализирует молодежь.
Экономист вспомнил, как в 80-е годы из России стали уезжать за границу молодые специалисты, которые вдруг ощутили, что там их оценят по достоинству и откроют путь к головокружительной карьере.
В основу миграции легли не абстрактные идеи свободы и демократии, а прагматичная тяга к повышению социального статуса. Эта тяга лежит вне интеллектуального, она кроется на подсознательном уровне. Но в случае неуспеха вопреки завышенным ожиданиям она выливается во вполне конкретный стресс, фрустрацию.
40 лет назад люди ехали за легендой, за мечтой о карьере. Однако быстро выяснилось, что «в чужом обществе «хрустальный потолок» ещё ниже, чем у нас».
Разрушенные надежды привели к тому, что теперь в России выросла номенклатура без лишних иллюзий, которая знает цену своим насиженным местам. За последние 20 лет она намертво закрыла все лифты социального роста», - подчеркнул Хазин.
У молодежи восстановился комплекс конца 80-х, но новые поколения уже не уповают на заграничный рай, а на родине возможностей социального роста нет никаких. «Разве что через брак, - уточнил экономист, - Москва забита молодыми провинциалками, которые ищут "успешных" мужей (или покровителей), а за молодыми невестами тоже бегают собачьи свадьбы».
В итоге, в стране сотни тысяч молодых людей, которых средние начальники стараются максимально «забить». Давление снизу нарастает, а его встречает глухая стена.
Здесь самым страшным обстоятельством является то, что нереализованные амбиции проявляются довольно долго, они не ограничены подростковым возрастом или возрастом зрелости.
«Если человек не командовал ротой, а потом полком, он будет в 50 рваться на дивизию, просто потому, что это (с его точки зрения) справедливо, при том, что его даже к батальону а такой ситуации уже нельзя будет подпускать», - пояснил Хазин.
Придя к власти, такие люди доведут страну к катастрофе. Все потому, что в молодости им не дали возможности «порулить» хоть чем-то. В итоге, ком проблем нарастает, и разрешить их становится все сложнее.
«Нам категорически необходимо разрушить ту пробку, которую создали за последние 20 лет. Иначе гормональные проблемы молодёжи (либо ты делаешь карьеру, либо ты закомплексованный лузер) разнесут нашу страну», - заключил эксперт.