Премьер-министр Эстонии Юри Ратас выступил с опровержением слов министра внутренних дел страны Марта Хельме, предъявившего России территориальные претензии.
Ратас в среду выступил на пресс-конференции в Риге и заявил, что Таллин безоговорочно признает существующую границу с Россией, передает Sputnik Эстония. Он добавил, что Эстония начала обустраивать границу с Россией по существующей линии. Ратас подчеркнул, что по вопросу границы между странами «достигнут консенсус».
Ранее глава Консервативной народной партии Март Хельме, возглавивший после выборов министерство внутренних дел Эстонии, выступил с заявлением о том, что у Таллина и Москвы якобы есть нерешенные территориальные вопросы.
Он сослался на Тартуский мирный договор и подчеркнул, что по нему Россия задолжала Эстонии 5,2% территории республики. Хельме, очевидно, имел ввиду территории за Нарвой и часть Печор.
Тартутский договор
Документ был подписан в 1920 году между Эстонией и Советской Россией. По нему Эстонии отошли нынешний Ивангород Ленинградской области с прилегающими территориями и нынешний Печорский район Псковской области.
Договор прекратил действовать в августе 1940 года, когда Эстония вошла в СССР. В 1944 году спорные территории были возвращены РСФСР.
В 2005 году Эстония и Россия подписали пограничный договор. Однако Таллин тогда самовольно добавил к документу преамбулу с отсылкой на Тартутский договор, после чего МИД РФ отозвал свою подпись. Новый договор подписали в 2014 году глава МИД РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт.
Ответ Захаровой
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова высказывание Хельме раскритиковала и объяснила порыв выяснить отношения с Россией предвыборными страстями, которые до сих пор в Эстонии не улеглись.
По словам Захаровой, выпад в сторону России свидетельствует о том, что не все в Эстонии в добрососедских отношениях двух стран. «Налицо стремление подпортить любой позитив, намечающийся в двусторонних отношениях», - сказала Захарова.
Она подчеркнула, что для Москвы территориальный вопрос закрыт навсегда. Лучшее, что здесь может сделать Эстония – это выполнять достигнутые договоренности без всяких «довесков».
В заключение Захарова отметила, что Москва подождет от эстонских партнеров «более трезвых суждений».