В марте по России прокатилась очередная волна отставок губернаторов. В отдельных случаях кадровые решения были предсказаны политологами, некоторые отставки стали неожиданностью.
По какому принципу принимаются решения об отставках, можно только гадать. Неплохую попытку сделали специалисты из Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР).
Они проанализировали ситуацию в российских регионах, начиная с 204 года, сопоставили результат с отставками и сделали выводы, о которых сообщили в докладе «Рейтинг эффективности регионального управления: влияют ли результаты социально-экономической политики на назначение глав субъектов РФ?». Копия документа попала в распоряжение издания РБК.
Положение дел в регионах эксперты оценивали по нескольким параметрам: показатели экономического развития , состояние регионального бюджета, динамика безработицы, коэффициенты рождаемости и смертности, уровень дотационности, состояние здравоохранения.
Выявить связь между уровнем экономического развития региона с отставкой губернаторов не удалось. Например, Якутия занимает шестое место по средней динамике ВРП (в период с 2013по 2017 год), по объемам инвестиций в основной капитал – четвертое, по уровню зарплат – 12-е. Тем не менее, в 2018-м году руководивший Якутией с 2010 года Егор Борисов был отправлен в отставку.
Уровень безработицы, как представляется экспертам, в большей степени влияет на вынужденный уход губернаторов. Почти во всех регионах, где в последнее время сменились губернаторы, был зафиксирован довольно высокий уровень безработицы.
Степень дотационности региона также почти не влияет на усидчивость их глав. В пример здесь приводятся дотационные Чечня, Ингушетия, Камчатский край.
Комментируя выводы ЦЭПР, политолог Александр Пожалов предположил, что главными критериями оценки работы губернаторов являются их рейтинги накануне выборов и уровень доверия им в Кремле (наличие в регионе конфликта местных бизнес-элит, громких коррупционных скандалов).
С кого спрашивать за экономику?
Экономист Михаил Хазин по поводу успехов регионов в экономическом развитии отметил, что если таковые имеются, то чаще всего они обсуловлены отнюдь не активностью губернатора.
«На ситуацию в стране главы регионов не влияют, а без роста экономики в целом в регионах тоже особо ничего не получится. То есть деятельность губернаторов в принципе не может быть направлена на развитие регионов, для этого у них нет ресурсов и возможностей», - подчеркнул Хазин.
Бывают случаи, когда в регионе есть уникальный ресурс, причем он не перехватывается по каким-то причинам на федеральном уровне. Но это скорее исключения.
«Возможности губернаторов на чисто экономическом уровне крайне ограничены, скорее, можно говорить только о социально-политическом аспекте. За его пределами обсуждение становится крайне сложным», - заключил экономист.