Правозащитная организация Московская хельсинская группа призвала власти Москвы и других городов, где 10 февраля планируется проведение «Маршей материнского гнева», соблюдать Конституцию.
В МХГ отметили, что отсутствие согласование акций не является поводом для правоохранителей разгонять митингующих. Проблема в том, что в Москве заявка на проведение митинга была подана слишком поздно. Ввиду этого обстоятельства, мэрия Москвы мероприятие не согласовала. Однако организаторы от намеченного марша отказываться не собираются. МХГ подчеркивает, что поводом для спонтанного митинга стало событие исключительной социальной важности. Преследование Анастасии Шевченко, активистки признанной в РФ нежелательной организации «Открытая Россия», является возмутительным. Смерть старшей дочери Шевченко, по мнению МХГ, продемонстрировала «бесчеловечность правоохранительной системы».
«Марш материнского гнева» призван показать власти несогласие «с нарастающими репрессиями в отношении политических оппонентов», говорится в заявлении МХГ.
Предостерегая МВД от разгона несанкционированного митинга, в правозащитной организации напомнили, что ЕСПЧ ранее неоднократно указывал на правомерность стихийных уличных собраний, если их участники ведут себя в соответствии с законом. Применение силы и задержания таких митингующих ЕСПЧ рассматривает как непропорциональное ограничение свободы.
МХГ также отмечает, что в подготовленных ранее БДИПЧ ОБСЕ Руководящих принципах по свободе мирных собраний подчеркивается, что граждане могут мирно и незамедлительно реагировать на определенные события в жизни страны. Это является важной составляющей правовой системы.
В заключение, правозащитники из МХГ призвали правоохранителей независимо от наличия или отсутствия согласования не только не препятствовать митингам, но и обеспечить их безопасность. Чтобы проконтролировать ход митингов МХГ направит на них своих наблюдателей.
Напомним, Анастасии Шевченко в январе предъявили обвинение по статье 284.1 УК РФ (осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ). 23 января суд отправил Шевченко под домашний арест.
По стечению обстоятельств проблемы Шевченко с правоохранителями наложились на трагедию в ее семье. Ее 17-летняя дочь попала в реанимацию с обструктивным бронхитом и скончалась на следующий день. Анастасии Шевченко было позволено посетить больницу, чтобы попрощаться. Однако в реанимацию врачи ее не пустили. Это стало поводом для недовольства и обвинений системы в бесчеловечности.
Стоит отметить, что почившая девушка все свое детство провела в интернате для детей с особенностями развития. Одни СМИ сообщают, что Анастасия Шевченко ездила в интернат с лекарствами для дочери по два раза в неделю, а другие – что она в лучшем случае навещала девушку один-два раза в год.