Бесплатная медицинская помощь в рамках системы ОМС продолжает деградировать на фоне продолжающейся губительной реформы, которую власти лукаво называют «оптимизацией».
Сокращение персонала, укрупнение больниц с параллельным закрытием сотен мелких государственных медучреждений и хроническое недофинансирование привели к тому, что оставшиеся в государственных клиниках врачи вынуждены выживать, разрываясь между пациентами, которых часто буквально нечем лечить, и начальством, требующим выполнять ежемесячные нормативы.
Вопиющим примером послужила ситуация в ЦРБ Балашихи, куда на днях нагрянула проверка от профсоюза «Альянс врачей». Поводом послужило обращение врача-стоматолога поликлиники №9 Кирилла Чугунова, который пожаловался на творящийся беспредел. По его словам, с 2016 года, когда в ЦРБ сменилось начальство, финансирование клиники сократилось настолько, что медицинские препараты и оборудование приходится покупать за личные деньги. Более того, начальство обязало каждого стоматолога перечислять на счет больницы по 15 тысяч рублей ежемесячно. Эти средства врачи должны получать с пациентов, обслуживаемых по полисам ОМС, навязывая им платные услуги.
В ситуации на месте разобралась председатель медицинского профсоюза «Альянс врачей», врач-офтальмолог Анастасия Васильева. Она лично засвидетельствовала отсутствие в отделении стоматологии жизненно важных препаратов. Например, в случае сильного кровотечения у пациента, останавливать кровь нечем. В медицинском шкафчике нет даже бинтов. Из обезболивающих на полке нашелся только «Лидокаин». На вопрос, можно ли считать это нормой, руководство медучреждения лишь развело руками и сослалось на государственную политику.
Касательно обязательных отчислений в размере 15 тысяч, директор поликлиники в беседе с Васильевой ограничился отговоркой, что это якобы норма заработка, призванная банально обеспечить выживание учреждения.
В статье Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, содействовавшего созданию видеоролика об ужасах подмосковной больницы, отмечается, что курс на финансовое «удушение» клиники выбран неслучайно. Все делается для того, чтобы при сохранении видимости наличия бесплатной медицины форсировать окончательный переход на платную. Например, в стоматологическом отделении поликлиники №9 только раз в неделю пациенты могут сделать бесплатный рентген. Однако через дорогу работает платное отделение, где за 500 рублей такая услуга оказывается ежедневно. Аналогично дела обстоят практически по всем позициям предоставляемых условно бесплатных услуг.
«Если в Подмосковье так, то что происходит в бедных регионах?», - задались вопросом в ФБК и «Альянсе врачей».
Реформа по уничтожению здравоохранения
По мнению экспертов, бедственное положение государственных клиник - распорстраненное явление после начала реформы здравоохранения в 2014 году.
По задумке правительства она должна была улучшить качество оказываемых населению медицинских услуг и перенять успешный опыт Запада, где 70% услуг оказывается амбулаторно. В России этот показатель - около 30%. Для оптимизации расходов врачей стали переводить из стационарных клиник в поликлиники, попутно сокращая «лишний» персонал. Это привело к массовому закрытию мелких медучреждений и дефициту кадров, в особенности, узкоспециализированных врачей. Возросшие на медперсонал нагрузки привели к оттоку специалистов и уходу их в платные клиники.
Только в 2014 году реформа привела к сокращению медицинского персонала на 90 тысяч человек. К концу 2015 года, практикующих врачей в РФ оказалось на 22% меньше, чем необходимо по штатным нормативам, а дефицит коек в стационарах составил 23%. В 2016 году по данным Росстата штат младшего медперсонала в больницах сократился на 70 тысяч. К 2018 году общее количество больниц сократилось более чем на 50%, поликлиник — на 7%.
В 2015 году спецкомиссия Счетной палаты опубликовала доклад, где констатировала провал медреформы, однако по невыясненным причинам, до сих пор ее реализация не остановлена. Продолжающиеся на протяжении четырех лет протесты врачей против курса на развал системы здравоохранения, власть предпочитает не замечать.