После поражения «Единой России» во Владимирской области и в Хакасии в соцсетях заговорили о системном сдвиге и начале краха партии власти, которая поддержкой непопулярных реформ отвратила от себя электорат.
Однако говорить о провале власти пока преждевременно. Безусловно, сейчас политтехнологи ЕР попытаются представить поражение на региональных выборах, как хитроумный план, позволивший выпустить пар негодования в конструктивном русле. Об этом говорит политолог-американист Виталий Шкляров.
Он подчеркивает, что победой общества результаты единороссов назвать точно нельзя. «Ни в один из региональных бюллетеней представитель общества не попал», - пишет Шкляров. Нынешние выборы, пускай прошедшие не так гладко, как хотелось, все же стали привычным инструментом легитимации власти. «Никто ни с кем не соревновался», хотя оппозиция и выступала с жесткими и непримиримыми заявлениями. Система администрирования работает в штатном режиме, любая конкуренция подавляется в зачатке.
Политолог отмечает, что политический запрос на перемены сформировался в обществе давно, а «пенсионная реформа» лишь добавила ситуации остроты. Люди хотят реально участвовать в обсуждении проблем, которые их непосредственно касаются. Выборы для этого подходят мало, так как галочка скорее нужна для собственного успокоения. Институт представительской демократии в России давно дал сбой, иначе как объяснить тот факт, что «всенародно избранная» «Единая Россия» принимает антинародный закон, который не поддерживает подавляющее большинство населения.
На вчерашних выборах люди голосовали протестно, причем сами кандидаты были абсолютно не важны. «Тут даже не нужен кандидат за которого хочется голосовать, нужна любая вторая клетка в бюллетене, пусть с прочерком — и во втором туре может выиграть прочерк», добавил Шкляров, заключив: «Система не провалилась. Задача системы — лишить людей выбора. Задача выполнена».
Политолог Алексей Мухин напоминает, что «Единая Россия» не раз оказывалась в ситуации, когда ей грозил если не крах, то хотя бы «жесткий ребрендинг». Несколько раз ей помогал президент Путин, который, судя по всему, продолжает считать партию своей опорой.
Сейчас можно констатировать, что масштабный уличный протест так и не состоялся. А ЕР проиграла пока только в двух регионах из более чем двадцати.
ЛДПР и КПРФ вряд ли смогут преуспеть в создании достаточно сильной коалиции и переругаются еще на стали обсуждения, а вот ЕР на фоне «проседания результатов» мобилизируется.
«В общем, правящая партия пока остается правящей, но выводы необходимо делать всем. Особенно когда речь идет о формировании партийно-политического поля перед серьёзнейшим испытанием — избирательным циклом 2021-2024 годов», - пишет Алексей Мухин.