Меры российских властей по укреплению экономики, подготовке к возможным новым санкциям США, а также по снижению волатильности на внутреннем рынке привели к снижению потребительского спроса.
Причиной такой тенденции стали сразу несколько факторов. Рубль с начала 2018 года потерял около 15% по отношению к доллару. Это не могло не сказаться на росте инфляции и цен на импортные товары. Периодические укрепления национальной валюты обратного эффекта на взлетевшие цены, как правило, не производят.
Центробанк в таких условиях впервые с 2014 года принял решение о повышении ключевой ставки с 7,25% до 7,5%. Как пишет агентство Bloomberg, это означает конец эпохи доступного кредитования. Российский бизнес и так не спешил брать дорогие кредиты, а теперь и вовсе откажется от такой идеи при крайне медленном росте доходов. Серьезным ударом по развитию мелкого и среднего бизнеса, и экономики в целом станет ожидаемое с 1 января 2019 года повышение НДС. Правительство этой мерой рассчитывает пополнить бюджет, однако это будет иметь лишь краткосрочный эффект, а в дальнейшей перспективе НДС в 20% станет работать на снижение покупательной способности россиян и, как следствие, замедление роста экономики. Пенсионная реформа также негативно скажется на расходах потребителей.
«Это неблагоприятное сочетание, и негативное воздействие этих факторов достигнет пика в первом квартале 2019 года. Повышение НДС, скорее всего, окажет самое большое психологическое воздействие, поскольку цены вырастут по всему ассортименту», - заявила экономист Emerginomics в Лондоне Татьяна Орлова.
Данные Bloomberg подтверждают результаты недавнего исследования «Romir», согласно которому пятый месяц подряд средний чек российского потребителя снижается.
В августе по сравнению с июлем падение составило 0,2%. По сравнению с августом прошлого года средний чек подешевел на 4,4% (с 518 до 495 рублей). Наибольшее падение потребительского спроса зафиксировано в Сибирском федеральном округе. Тенденция такова, что граждане стали больше отдавать предпочтения боле дешевым крупным гипермаркетам, а магазины традиционной торговли продолжают терять клиентов.
Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение граждан.