В Калининградской области продолжают совершенствовать образовательную инфраструктуру.
В новом учебном году начнут работу еще двадцать «Точек роста», откроется новый «Кванториум» и два IT-куба. А главным новшеством стала организация единого космического образовательного кластера, в который входят школы, средние специальные учебные заведения и вузы. Появятся в школах региона и судостроительные классы.
Новые объекты – новые возможности
Функционирование современной системы образования невозможно без постоянного совершенствования и обновления инфраструктуры и материально-технической базы. Современные технологии требуют особых подходов и к обучению, и к практическим занятиям.
В Калининградской области создана система, которая позволяет учащимся наиболее полно ознакомиться с современными тенденциями и успешно применять полученные навыки на практике. Важна и профориентационная составляющая – дети, по-новому изучая школьную программу, имеют возможность получить и дополнительное образование, а в перспективе выбрать подходящую для себя профессию, и не теоретически, а хорошо представляя, какие способности и навыки им понадобятся для реализации в ней.
В новом учебном году инфраструктуру системы образования Калининградской области пополнят
-
1 детский технопарк «Кванториум» на базе школы № 58
-
2 IT-куба в Калининграде и Советске
-
10 космических и судостроительных классов
-
20 новых «Точек роста»
Космический кластер в образовании
Важнейшей новацией этого года стало открытие в школах Калининградской области специализированных классов инженерной направленности. Калининградская область вошла в число двадцати трех российских регионов, в которых начнут работу инженерные классы.
«Проект «Инженерные классы» реализуется на федеральном уровне, а профили открываются по выбору региона», - пояснила Юлия Скабицкая, проректор Калининградского института развития образования.
В Калининградской области таких профилей два. В четырех школах планируется открыть судостроительные классы, в шести – космические.
Фактически речь идет о создании настоящего единого космического образовательного кластера. Туда войдут несколько школ, два средних специальных учебных заведения и два вуза. Большинство средних общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте, расположено в Калининграде, также космический класс откроют в гимназии Гурьевска.
Фактически речь идет не только о точнейшей профориентационной настройке учеников, но и о поиске талантливых ребят, которым предстоит в будущем работать на космос. Как отметила министр образования региона Светлана Трусенёва, уже в школе ребята должны иметь возможность ознакомиться с интересным ему направлением и определиться с траекторией дальнейшего развития.
«Космические классы — это очередной доступ для мотивированных ребят, которые «горят» исследованиями и конструированием, увлекаются разработками в области космоинженерии и готовы связать с этим своё будущее. И мы хотим уже на начальном этапе помочь таким ребятам как с обучением, так и с последующим трудоустройством», — отметила Светлана Трусенёва.
Первый блок занятий продлится три месяца. Сначала ребята получат общие представления о космосе, затем посетят ОКБ «Факел», а финальной частью станет решение конкретных проектных задач, предложенных предприятием. Выпускники космических классов, которые покажут высокую успеваемость, получат целевые направления для обучения в профильных вузах.
В сотрудничестве с «Факелом» и Роскосмосом
Подписание соглашения о сотрудничестве в этой сфере между региональным министерством образования, опытным конструкторским бюро «Факел» Роскосмосом. Церемония стала центральным событием пленарной дискуссии «Сохраняем традиции. Создаём будущее», прошедшей в ходе августовского педагогического форума, организованного для педагогов Калининградской области.
Также в рамках форума провели практический семинар для учителей «Космические технологии в образовании».
Педагоги ознакомились с опытом Центра развития одаренных детей в изучении космического направления, а также с оборудованием, необходимым для изучения космических технологий – компонентами спутника формата CubeSat. Участникам семинара продемонстрировали процесс сборки инженерного конструктора «Link2Space», расчеты расписания пролетов и прием данных из космоса в режиме реального времени.
В число образовательно-просветительских маршрутов в рамках Августовского педагогического форума «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы» вошла экскурсия по ОКБ «Факел». Учителя побывали в цехах, увидели испытательные стенды и чертежи, а также маленькие, но значимые детали космических аппаратов.
Судостроение: кадры для отрасли будут растить со школы
Еще одним пунктом образовательно-просветительских маршрутов стал завод «Янтарь». Участники увидели строящиеся суда и те, которые уже готовы к спуску, побывали в сборочных цехах, узнали о программе подготовки рабочих кадров. Как рассказал преподаватель физики Алексей Сорокин, ему было очень интересно узнать, как применяются в строительстве судов физика и химия.
Ученики судостроительных классов, которые открываются в СОШ №№ 31 и 39, морском лицее и кадетском корпусе Андрея Первозванного, смогут на практике применить полученные знания. Этому поможет как углубленное изучение ряда школьных предметов и развитие инженерно-технических компетенций, так и внеурочная деятельность, включающая в себя экскурсии, мастер-классы и другие мероприятия, подготовленные индустриальными партнерами.
А сначала за парту сели педагоги – им необходимо освоить такие необычные для школы направления, как «Оптика лазеров», «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство».
«Кванториум» и IT-куб: новый уровень образования
Детские технопарки «Кванториум» предназначены для создания уникальной среды, в которой можно обеспечить ускоренное развитие детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. В Калининградской области уже функционируют три технопарка, и в сентябре к ним прибавился четвертый. Впервые «Кванториум» создали на базе учреждения общего образования.
Детский технопарк «Кванториум» в школе № 58 в Калининграде открылся первого сентября. Там будут проходить уроки по математике, информатике, технологии, естественным наукам. Также будет организованы и занятия в рамках дополнительного образования по различным образовательным программам, включая 3D-моделирование, анализ данных и машинное обучение, автоматизацию промышленных процессов и изучение промышленных робототехнических систем. Ученики также будут вести проектную деятельность.
В ближайших планах учреждения, помимо собственно занятий, проведение ряда региональных событий, в том числе региональной командной олимпиады по спортивному программированию и case-турнира «Компьютерное зрение».
Информационные технологии – особо актуальное направление образования. Чтобы дать детям возможность в ускоренном темпе знания, навыки и компетенции в IT-сфере, в Калининградской области открыли уже четыре центра цифрового образования «IT-куб». Два из них – в этом году. Новые IT-кубы заработали на базе калининградского лицея номер 18 Калининграда, а также в Советске, в лицее номер 10.
«Точки роста»: равные возможности для развития
Опорной сетью образовательной системы Калининградской области остаются центры «Точка роста». Они открыты уже во всех муниципалитетах. Именно там ребята из небольших городов и сел знакомятся с современными подходами к обучению и проектной деятельности, а также с новейшим оборудованием, о котором раньше они могли узнать разве что из интернета. Таких центров в Калининградской области уже десятки, и двадцать открываются в этом году.
Новые «Точки роста» естественно-научной и технологической направленностей созданы в ряде округов, там ребята смогут на новом уровне изучать биологию, химию, физику и информатику.
В центрах есть цифровые ученические лаборатории, специальные образовательные наборы по механике, мехатронике и робототехнике, реактивы для проведения практических и лабораторных работ, а также конструкторы для практики блочного программирования. Педагоги «Точек роста» владеют современными методиками обучения и постоянно совершенствуются сами.
Важная часть работы – взаимодействие с рядом крупных образовательных организаций, таких как Институт живых систем БФУ имени Иммануила Канта, Калининградский детско-юношеский центр экологии и Музей Мирового океана, Центр развития одарённых детей. Форматы сотрудничества самые разные – от организации экскурсий до совместной реализации образовательных программ и работы над проектами.
Высокой степени самореализации детей способствует и создание специальной соревновательной среды для учащихся. В этом году при поддержке регионального правительства было организовано сразу пять конкурсов для учащихся пятых-десятых классов, занимающихся в «Точках роста»: программирование беспилотников «Взлетай!», разработка для VR «Создай свой мир: виртуальная и дополненная реальность», конкурс по 3D-моделированию «3D-профи», конкурс исследовательских проектов и турнир по программированию для начинающих #Времяучиться: программирование на Python.
Лучшие участники прошли двухнедельный интенсив в Центре развития одаренных детей, в ходе которого они смогли продемонстрировать приобретенные навыки, а также узнать много нового. Победители конкурсов получили гранты.