Жители поморского поселка Пасьва с ноября практически отрезаны от мира из-за отсутствия морозов и денег в бюджете. Чиновникам поселок «не интересен» – там нет больших производств. Только люди.
Остров ненужных людей
Поселок Пасьва от большой земли отделяет река Вага. Поселок считают бесперспективным – больших производств там сейчас нет, леспромхоз закрылся в начале 1990-х.
Сейчас в Пасьве живут около полутора тысяч человек, которые оказались в ситуации, близкой к ЧП, из-за глобального потепления и глобального равнодушия.
Проблемы с переправой возникают каждое межсезонье, но сейчас положение усугубило отсутствие морозов. И жителя с ноября живут как на острове. На все обращения чиновники говорят: подождите. Связь с другим берегом – строго по записи, три раза в неделю.
«Нам ответ один дали – ждите ледовую переправу, а весной поставят обычный временный мост, который сносит потом. Никакой попытки разобраться. Им не интересен поселок Пасьва, Благовещенск да, там молоко, там все, а здесь можно и так пожить. Благодаря ледовой переправе товар в магазинах есть, но вчера с крыш покапало…», - рассказала журналисту Infox.Ru Вероника Катышевская, специалист администрации МО «Попонаволоцкое».
Доведенные до отчаяния жители поселка уже готовы хоть к губернатору обращаться, хоть до президента дойти.
«Не превращайте наши деревни в остров ненужных людей. Да услышьте вы, наконец, про наши беды!» - обращаются они к чиновникам. Но те, как видно, заняты более глобальными проблемами. По крайней мере, связаться с представителями администрации Вельского района нашим корреспондентам не удалось.
Гладко было на бумаге…
Переправу через реку Вага обеспечивают специалисты дорожного агентства «Архангельскавтодор». На бумаге схема выглядит пусть не идеально, но приемлемо. Как пояснил корреспонденту Infox.Ru главный специалист отдела содержания автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения дорожного агентства «Архангельскавтодор» Владимир Черепанов, большую часть года связь с большой землей обеспечивает сезонный низководный мост – сооружение, которое разбирают на время паводка, а затем возводят вновь. По расчетам, жители должны оставаться без моста на полтора месяца. В это время связь с другим берегом поддерживает катер.
«Полтора месяца подождать без моста - это не настолько большая проблема», - рассуждает Владимир Черепанов. Легко говорить тому, кто не испытал это на себе.
… но забыли про овраги
На деле надежной переправы нет и в плановое время. Как рассказывают жители, летом после дождей уровень воды в реке может сравняться с уровнем моста или даже превысить его, насыпь, ведущую на мост, размывает.
«В таком страхе, в такой обстановке люди вынуждены переходить. У нас другой дороги нет, чтобы ехать в район, на учебу и просто для жизни. А катер убирают, потому что есть мост. Так мы летом рискуем. А в октябре его сносит. Три года подряд нам его ставят, и опять снесло. Хорошо спасатели забили тревогу, на подушках суденышко прислали, по два человека переправляли всю зиму, записывались заранее», - рассказала Infox.Ru жительница Пасьвы.
Катер, кстати, старый и ржавый, и перебираться на нем страшно, но другого выхода у жителей нет.
На свой страх и риск
В этом году ситуация вышла из под контроля полностью. Мост снесло, а аномально теплая зима не позволила возвести ледовую переправу.
Лед на реке появился только недавно – наконец-то грянули тридцатиградусные морозы. Но даже такой температуры для того, чтобы образовался подходящий для сооружения переправы ледяной покров, пока не хватило. Лед должен быть толщиной не менее тридцати сантиметров, таковы нормативы.
Жители на свой страх и риск устроили переправу сами – из досок. Переправляются тоже на свой страх и риск – «Автодор», как говорится, не благословляет. Опасно.
16 миллионов в реку
В поселке Пасьва говорят, что сезонный низководный мост стоит около 16 миллионов рублей. «16 миллионов в реку скидываем!», - возмущаются жители.
Конструкция действительно обойдется примерно в такую сумму, но вложиться нужно только один раз, а дальше схема такая: во время паводка пролетное строение разбирается, лед поднимается и проходит над опорами. Потом, когда уровень воды снижается, на оставшиеся опоры устанавливаются сохраненные пролеты. Это в теории. На практике нынешней зимой красивый план не сработал не только в Пасьве.
«Унесло все низководные мосты, и наши, и муниципальные, и получилась ситуация такая, что люди остались без моста не на эти полтора месяца, а на всю зиму, да еще и зима неблагоприятная. Эта ситуация далеко не характерная», - рассказывает Владимир Черепанов.
Характерная или нет, но мосты теперь придется восстанавливать с нуля. И 16 миллионов в одной только Пасьве действительно унесло рекой. А все глобальное потепление виновато. Может быть, надо не губернатору писать, а сразу Грете Тунберг?
Стратегией не вышли
Постоянного моста в Пасьве не будет – слишком дорого. Сооружение обойдется в миллиард рублей, денег таких нет, а задачи есть и другие, более глобальные.
«В области есть Лешуконский район, Мезенский район, который во время паводка отрезается, потому что через Мезень нет проезда, Верхняя Тойма отрезается, у нас есть проблемы в Шенкурске. Я называю крупные объекты, где тоже есть проблемы, где нет постоянных высоководных мостов. Когда есть такие крупные проблемы, мост у Пасьвы – далеко не в первом эшелоне объект, и если до него дойдет дело, то только после того, как будут построены мосты на более стратегически важных направлениях», - отметил Владимир Черепанов.
Есть свои глобальные задачи и у российского государства. Помощь Сирии, например. Крымский мост. На этом стратегическом фоне обращения граждан прямо-таки и не смотрятся. Медпомощь им нужна, услуги МФЦ и банков, гостей тоже хочется принимать без ограничений… не понимают жители Пасьвы стратегической обстановки.
Глобальное равнодушие
На самом деле жители Пасьвы стратегическую обстановку вполне понимают и иллюзий по поводу родного государства не испытывают.
«Мост нам никто не поставит, поселок считается бесперспективным. Нам за 70 лет его не построили, хотя мы столько кубометров леса дали стране. Но хотя бы катер новый заслужили жители, который бы пробивал лед, работал от и до, а не ржавое это корыто! Детей возим, внуков возим! 16 миллионов в реку скидываем! На 16 миллионов разве не получится катер?» - спрашивает жительница района.
Таких поселков, как Пасьва, в России много. До ближайшего города - сто километров. Перспектив – никаких. В Пасьве еще неплохо живут - в поселке есть школа, фельдшерский пункт, несколько магазинов. Только вот с каждым годом жителям все сложнее. Сейчас они готовят очередное обращение к властям – но услышат ли их?
Виной всему, конечно, глобальное потепление. Или все же глобальное равнодушие к людям, несмотря на все разговоры про человеческий капитал?