Российские военные отразили очередную атаку беспилотников на российские войска в Сирии. Десять направлялись к базе в Хмеймиме, три – к базе в Тартусе.
В итоге три дрона сдетонировали в результате столкновения с землей при посадке, три посадили на подконтрольную территорию с помощью систем ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а остальные уничтожили штатные зенитно-ракетные пушечные комплексы «Панцирь-С». Никакого ущерба дроны не причинили, авиабаза на Хмеймим работает в штатном режиме.
Это была первая атака на нашу базу?
Нет, российскую базу в Хмеймиме атаковали и раньше. 31 декабря прошлого года российских военных «поздравили» с Новым годом участники мобильной диверсионной группы боевиков, которые обстреляли аэродром Хмеймим из минометов. Погибли двое российских военных. Сообщалось также об уничтожении семи или более самолетов, однако Минобороны России эту информацию опровергло. Обстрел проводился при поддержке дронов.
(В тот же день недалеко от аэродрома Хама в Сирии разбился боевой вертолет Ми-24 ВКС России. Погибли оба пилота, а борттехника эвакуировали на аэродром Хмеймим, где оказали медицинскую помощь. Причиной крушения Минобороны РФ назвало техническую неисправность, не связывая произошедшее с атакой на авиабазу России).
…и под православное Рождество
6 января этого года на удалении от аэродрома Хмеймим были обнаружены «малоразмерные воздушные цели неизвестной принадлежности», как это формулируется специалистами. Базу атаковали 13 беспилотников с самодельными бомбами. Их выпустили с расстояния около 50 километров (то есть это не коммерческие образцы, которые боевики приспособили для своих целей, а специальная разработка).
Фотографию одной из перехваченных машин Минобороны опубликовало – она представляет собой радиоуправляемый самолет с размахом крыльев не менее трех метров и компактным двигателем внутреннего сгорания. Фюзеляж перемотан скотчем, который украсили надписи на арабском.
В Минобороне заявили, что технологии боевики могли получить «только от одной из стран, обладающих высокими технологическими возможностями по обеспечению спутниковой навигации и дистанционным управлением».
Кто именно стоял за этой атакой, официально неизвестно. По данным «Коммерсанта», это была исламистская организация «Архар аш-Шам» (запрещенная в РФ организация). Они борются за установление на территории Сирии шариата (жесткой системы исламских норм), однако при этом воюют с наиболее одиозными представителями исламистских движений – «Фронта ан-Нусры» и ИГ (запрещенные в РФ организации).
А почему боевики атакуют именно Хмеймим?
На базе в Хмеймиме постоянно располагается авиационная группа Воздушно-космических сил России. Она находится на полном материально-техническом обеспечении России. В нее входят самолеты-истребители Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, штурмовики Су-25СМ, а также транспортные вертолёты и вертолёты огневой поддержки, самолёты РЭР Ил-20М1 и Ту-214Р. Для решения определённых задач привлекается самолёт дальнего радиолокационного дозора А-50. Все это современные летательные машины, состоящие на вооружении ВС России.
В конце марта появились сообщения, что в Сирии замечены два истребителя пятого поколения Су-57, которые еще даже не приняты на вооружение. В начале марта министр обороны России Сергей Шойгу подтвердил, что в арабской республике успешно прошли испытания новых самолетов в боевых условиях, которые длились два дня.
А что за комплексы «Панцирь-С»?
«Панцирь-С1» - зенитный ракетно-пушечный комплекс, который обеспечивает оборону российских баз в Сирии – аэродрома Хмеймим и военно-морской базы в Тартусе. Это комплекс малого радиуса действия, можно разместить стационарно либо на гусеничном шасси, а также колесном шасси грузовика или прицепа.
Противовоздушная оборона обеспечивается автоматическими пушками и управляемыми ракетами с радиокомандным наведением с инфракрасным и радиолокационным слежением.
От более серьезных атак российские базы защищают два дивизиона новейшей системы ПВО большей дальности С-400 «Триумф».
К 1 марта 2016 года на аэродром Хмеймим были переброшены три современных комплекса с беспилотными летательными аппаратами и две радиолокационные станции обнаружения малоразмерных целей для усиления контроля за режимом прекращения боевых действий на территории Сирии.
Дроны применяют только против российских войск?
Нет. Первые сообщения о том, что у исламистских группировок появились беспилотники, появились осенью 2016 года. Впервые их применение зафиксировали в ходе многомесячной битвы за Мосул в Ираке. Боевики запускали дроны практически каждый день, иногда в небо одновременно поднимались десятки беспилотников. Их применяли против американских военных.
Первой успешной атакой ИГ с помощью дронов признан случай, когда двое курдских военных в октябре 2016 года сбили беспилотник, и он взорвался. Погибли два человека.
Беспилотники применялись и против сирийских правительственных войск.
А откуда дроны у боевиков?
Сначала боевики попросту покупали обычные коммерческие дроны онлайн. Они стоят от 500 до тысячи долларов, работают в радиусе километра и вполне способны поднимать небольшие гранаты или самодельные бомбы. Их сложно не только сбить, но и заметить.
Официально на территории Ирака и Сирии эти устройства купить нельзя, однако производители не стали вводить ограничения на поставки на Ближний Восток – ведь беспилотники используют не только террористы, но и сотрудники благотворительных организаций. Так что ограничились введением ограничений места действия – к примеру, дроны последних моделей уже не будут работать над аэропортами.
Одновременно исламисты начали разрабатывать собственные модели. Сначала это были примитивные поделки из фанеры, но затем модели усложнялись и в итоге стали больше походить на боевые беспилотники.
ИГ даже организовало собственные заводы по производству дронов. Устройства собирали из металлических конструкций и оснащались деревянными пропеллерами и оперениям. Там же производились самоходные машины с дистанционным управлением, в том числе на колесном ходу. Однако применение таких устройств в боях не зафиксировано.