Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:09
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

«Черные ящики» Ту-154: последним был крик «kurwa»

Опубликовано
Текст:

Совет национальной безопасности Польши обнародовал стенограмму расшифровки «черных ящиков» польского самолета Ту-154, разбившегося 10 апреля под Смоленском. Запись опубликована на официальном сайте премьер-министра Польши Дональда Туска. Последним в салоне был крик и нецензурное выражение «kurwa», спустя секунду самописцы остановились. За одну секунду до катастрофы диспетчер закричал пилотам: «Уход на второй круг!». Слов президента Качиньского о необходимости посадки именно в Смоленске на записях нет.

На официальном сайте премьер-министра Польши Дональда Туска во вторник была опубликована стенограмма записей «черных ящиков» самолета Ту-154, разбившегося 10 апреля под Смоленском. Стенограмма насчитывает 40 страниц, она была подготовлена в МАКе еще месяц назад, 2 мая и подписана пятерыми из шести участников расшифровки. После этого эксперты МАК продолжали работу по устранению шумов на пленке, были ли они добавлены в эту версию, или существует более поздний документ, неизвестно.

ПрецедентВ понедельник руководитель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина передала министру внутренних дел Польши Ежи Миллеру копию стенограммы, оригинал которой остается в сейфе МАК, где продолжается расследование.
Судя по опубликованной стенограмме, в 10.23 мск в кабине пилотов появился неизвестный, который спросил командира экипажа, когда произойдет посадка. На это пилоты сообщили пришедшему, что на аэродроме туман, экипаж принял решение совершить подход, а затем уйти на второй круг. Ранее сообщалось, что в кабине пилотов вплоть до крушения был командующий ВВС Польши Анджей Бласик, а также директор дипломатического протокола МИДа Мариуш Казана. По данным польских СМИ, вопрос о сроках посадки задал Казана. Сколько времени в кабине находился Анджей Бласик, неясно, большинство его слов неразборчивы, хотя в кабине он провел около 15 минут вплоть до катастрофы.

Командир воздушного судна сообщил представителю МИД Польши, что посадка в условиях плохой видимости вряд ли возможна. Одновременно с этим визитом, в 10.24, за 16 минут до катастрофы, российский диспетчер сообщил польскому экипажу: «Условий для приема нет».

В 10.30 неопознанный голос на записи сообщил, что решения президента тоже пока нет. Но при дальнейшей расшифровке так и осталось неясным, что решил президент, хотя польские военные чиновники не раз заявляли, что все решения на борту Ту-154 принимает командир экипажа. В 10.32 раздается команда командира Протасюка: «Заходим на посадку. В случае неудачного захода уходим на автомате» (имеется ввиду режим автопилота). Авиаэксперты не раз отмечали, что одной из ключевых ошибок пилотов был заход на посадку в режиме автопилота, тогда как на аэродроме отсутствует курсо-глиссадная система.

Тем временем самолет продолжал снижение, причем, судя по хронометражу записей, с высоты 300 м снижение шло с большой вертикальной скоростью. Кто отдавал команды на снижение, осталось неизвестным -- в стенограмме голос был неразборчивым. Каким прибором -- барометрическим или радиовысотомером -- пользовались пилоты при определении высоты, из стенограммы также осталось неясным. Однако уже когда в кабине звучали команды спуститься на высоту 400 и 300 м, в кабине сработала система TAWS.

Высоту принятия решения в 100 м пилоты прошли еще до ближнего маяка, установленного в Смоленске за километр от начала взлетно-посадочной полосы. По минимальным требованиям аэродрома, самолет должен был находиться в точке ближнего привода на высоте более 100 м, однако Ту-154 пролетел в этой точке уже на расстоянии 20 м от земли.

Причем еще на высоте 80 м в 10 часов 40 минут 51 секунду прозвучала команда второго пилота: «Уходим» (имеется в виду уход на второй круг). Это произошло примерно за 11 секунд до катастрофы. Затем счет шел на секунды: с каждой секундой штурман сообщал о дальнейшем снижении самолета на 10 м. В это время в кабине продолжали работать сигналы системы TAWS, предупреждающей об опасном сближении с землей. Диспетчер аэродрома в 10 часов 40 минут 53 секунды дал команду: «Горизонт 101» (101 -- бортовой номер). Но штурман продолжал сообщать о снижении.

После слов штурмана «20» (метров) разговоры в кабине прекратились -- работали только сигналы TAWS. Затем в 10 часов 40 минут 56 секунд, после первого столкновения с ветками деревьев, вновь раздался голос второго пилота -- прозвучало нецензурное выражение «kurwa mac».

Последнее слово, зафиксированное «черными ящиками», тоже было нецензурным: в 10 часов 41 минуту 02 секунды в кабине послышался крик и слово «kurwa». Личность закричавшего человека осталась неизвестной.

В 10 часов 41 минуту 05 секунд запись бортового самописца остановилась.

Выдержки из стенограммы записи:

А -- принадлежность голоса не установлена

Неразб. -- запись неразборчива

КВС - -командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк

2П -- второй пилот Роберт Гживна

БИ -- бортинжинер Анджей Михаляк

ШТ -- штурман Артур Зентек

Д -- диспетчер аэродрома Северный

БП -- бортпроводница

044 -- экипаж самолета Як-40, приземлившегося за час до катастрофы

TAWS -- система оповещения об опасном сближении с землей.

10.23.01 А Господин капитан, когда вы уже приземлитесь (неразб), могу ли я спросить?10.23.08. КВС Пожалуйста10.23.11 2П 3300, да?10.23.12. ШТ 3600 метров10.23.14 2П Верно10.23.15 А неразб10.23.16 ШТ Будем говорить по-русски?10.23.17 А неразб... И это...10.23.21 КВС Да10.23.26 2П Помни, в метрах10.23.27 А неразб10.23.29 КВС Корсаж старт польский, 101, добрый день10.23.33 Д Польский 1-0-1, Корсаж ответил10.23.39 КВС На дальний привод, снижамеся 3600 метров10.23.47 Д Polish Foxtrot 1-0-1, остаток топлива, топлива сколько у вас?10.23.55 КВС Осталось 11 тонн...7-810.23.59 БИ 7-810.23.59 Д А запасной аэродром у вас какой?10.25.03 КВС Витебск, Минск10.24.08 Д Витебск, Минск, правильно?10.24.10 КВС Правильно понял10.24.12 КВС 8-010.24.13 БИ 8-010.24.16 044 Ребята, Рафал, с этой стороны, перейдите на 123.4510.24.29 А неразб10.24.20 КВС ОК.10.24.22 Д PLF 1-2-0-1, на Корсаже туман, видимость 400 метров10.24.22 ШТ У меня уже есть10.24.23 2П Арек, ты говори, перейду10.24.33 КВС Я понял, дайте, пожалуйста, метеоусловия10.24.37 2П Артур10.24.40 Д На Корсаже туман, видимость 400 метров, 4-0-0 meters10.24.48 2П Артур, я здесь10.24.49 КВС Температура и давление, пожалуйста10.24.49 044 Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный п...ц. Видно метров 400 приблизительно и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно.10.24.51 Д Температура плюс 2, давление 7-45, 7-4-5, условий для приема нет.10.25.01 КВС Спасибо, ну если возможно, попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг10.25.04 2П А вы произвели посадку уже?10.25.05 044 Ну нам повезло в последний момент сесть. Но честно скажу, что можете попробовать, конечно. Два АПМ-а есть, сделали ворота. Так что можете попробовать, но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь в Москву или куда-нибудь.10.25.12 Д 1-0-1 После контрольного захода у вас топлива хватит на запасной?10.25.18 КВС Хватит10.25.19 Д Я вас понял10.25.24 КВС Разрешите дальше снижение, пожалуйста10.25.24 2П Ну ладно, передам это Арэку, пока.10.25.25 Д 1-0-1, с курсом 40 градусов, снижение 150010.25.28 044 Ну пока10.25.32 КВС 1500 с курсом 40 градусов...Малый газ10.25.37 БИ Малый газ10.25.38 ШТ 1500 неразб10.25.41 2П 4910.25.43 А неразб... неразб...Арэк...Артур там... неразб10.25.55 2П На их взгляд, примерно 400 видно, нижняя кромка 50 метров10.25.57 А сколько?10.25.59 А 400 метров видно, 50 метров нижняя кромка, неразб10.26.04 А неразб10.26.05 2П Нет, у них получилось...Говорит также, что туман неразб10.26.11 А неразб10.26.17 КВС Господин директор (говорит, видимо, с директором службы протокола МИД Мариушем Казаной. -- Infox.ru), появился туман... В данный момент, в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но, скорее всего, ничего из этого не получится... Если окажется (неразб), тогда что будем делать? Топлива нам так много не хватит, для того неразб10.26.43 А Значит, у нас проблема (говорит, видимо, директор Казана. -- прим. МАК)10.26.44 КВС Можем полчаса повисеть и улететь на запасной10.26.47 А Какой запасной?10.26.48 КВС Минск или Витебск10.27.03 2П До скольких спускаемся? Шестисот?10.27.05 А 150010.27.07 А 490010.27.09 КВС На 7-4-510.27.11 2П Сколько?10.27.12 КВС 7-4-510.27.15 А неразб10.27.17 2П 7-4-5 да?10.27.19 КВС Два градуса, 7-4-510.27.21 А Два градуса?10.27.23 БИ Два градуса, 7-4-510.27.25 А неразб....У меня есть10.27.45 КВС Спроси у Артура, толстые ли эти облака10.27.50 2П Я не знаю, будут ли они, это самое, будут ли они еще...Ладно спрошу...Артур, ты еще там?10.27.58 А неразб10.27.58 Борт неразб закончил выброс, снижение на восток10.28.02 А неразб10.28.04 Борт Разрешили10.28.06 044 Я Рэмэк10.28.08 2П А, Рэмусь, спроси у Артура...или может ты знаешь, толстые ли эти тучи?10.28.22 А неразб10.28.40 2П Сколько?10.28.42 КВС 9-9 держи10.28.44 2П 9-910.28.45 А неразб10.28.47 044 Около 400-500 метров10.28.50 ШТ Взять курс?10.28.51 КВС Нет10.28.51 ШТ Около 400-500 метров10.28.54 2П Но это толщина?10.28.57 А Видно10.29.00 044 Ты там?10.29.03 2П Ну толщина этих туч 400-500 метров??10.29.08 044 Насколько мы помним, на 500 метрах мы еще были над тучами10.29.13 2П А на 500 метрах над тучамии.. Ладно, ладно спасибо10.29.17 044 А, еще одно, АПМ (имеется ввиду передвижной посадочный прожектор. -- Infox.ru) удалены от кромки ВПП метров на 20010.29.24 2П Спасибо. АПМ расставили. От кромки ВПП 200 метров10.29.29. КВС Спроси, прилетели уже русские?10.29.34 2П А русские уже прилетели?10.29.37 А неразб10.29.40 044 «Ил» два раза уходил и, кажется, куда-то улетел10.26.44 2П Ну понял, спасибо...Ты слышал?10.29.46 КВС Отлично...Кто там?10.29.51 2П У тебя тоже?10.29.53 А неразб10.29.57 КВС Так, Артэк (Бартек?)?10.29.58 А Он говорит...10.29.58 2П Высотомеры 9-9-3/7-4-510.30.01 ШТ ILS у нас к сожалению нет. Курс посадки 2-5-9 установлен. АРК у нас готовы. 310/640, настроены, Пятерка, шестерка, автомат тяги10.30.07 КВС 7-810.30.10 КВС Корсаж, польский 101, сохраняем 150010.30.14 Д А...польский 1-0-1, по давлению 7-4-5, снижение 50010.30.21 КВС По давлению 7-4-5, снижаемся, 500 метров, польский 10110.30.23 БИ Есть 7-810.30.25 А Роберчик, ты поставишь... спасибо10.30.26 Д Польский 1-0-1, курс 7910.30.31 КВС Курс 79, польский 10110.30.32 А Пока нет решения президента, что дальше делать (говорит, видимо, директор службы МИД Казана. -- прим. МАК)10.30.35 А неразб10.30.37 ШТ А... до 500, мы получили разрешение то есть до...10.30.41 КВС Да10.30.42 КВС До высоты круга10.30.43 2П До высоты круга... Самое плохое там, что есть дыра, там тучи и появился туман10.30.45 А неразб10.30.54 2П Ну и...10.30.54 КВС Что с нами, Бася?10.30.55 А неразб10.30.58 2П До 500 метров10.31.00 КВС Ладно10.31.01 ШТ А... пятерка, шестерка автомат тяги10.31.03 КВС Пятерка, шестерка подготовлены и остаюсь без автомата10.31.05 А Идет на посадку10.31.07 2П Получается, что эээ TAWS (неразб) достаточно, чтобы сейчас ввел...неразб10.31.19 ШТ И в этот момент у нас 5 миль от центральной10.31.50 А неразб10.31.55 2П Да, а мы 5 миль где?10.31.56 ШТ Сбоку10.31.57 2П Неразб10.31.57 Д PLF 1-0-1, я Корсаж10.32.01 КВС Отвечаем10.32.02 Д 500 метров заняли?10.32.05 КВС Пока нет. 1000 снижаем10.32.05 Д Понял10.32.12 А неразб10.32.55 КВС Заходим на посадку. В случае неудачного захода уходим на автомате10.32.58 БИ В автомате10.33.01 2П Дашь, Арэк (неразб)10.33.23. А Топливо10.33.25 БИ В настоящий момент у нас 12 тонн10.33.29 А 200 метров10.33.40 Д PLF 1-0-1, высота 500?10.33.45 КВС Подходим 500 метров10.33.47 Д Понял10.33.57 А неразб10.34.07 КВС 7-010.34.08 БИ 7-010.34.17 КВС Разблокируй газ10.34.18 БИ 7-0 установлены и газ разблокирован10.34.21 КВС Автомат10.34.22 БИ И автомат включен10.34.27 А 400 уменьшаю?10.34.32 2П Есть 40010.34.34 КВС неразб10.34.35 2П 3-8-010.34.43 А Шасси10.34.45 Звуковой сигнал F=500ГЦ10.34.47 А 610.34.47 Д PLF 1-0-1, 500 заняли?10.34.54 КВС Заняли 500 метров10.34.56 Д 500 метров, на военном аэродроме посадку осуществляли?10.34.56 КВС Закрылки 1510.34.57 А Загорелось10.35.02 КВС Да, конечно10.35.04 Д Прожектора по-дневному слева, справа в начало полосы10.35.11 КВС Понял10.35.11 БП Командир, борт готов к посадке10.35.14 КВС Спасибо10.35.14 Д 1-0-1, выполняйте третий, радиальное 1910.35.19 КВС Выполняем третий, польский 10110.35.21 А 3-3-010.35.22 Д Польский 101 и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг10.35.22 КВС Так точно10.35.41 БИ И кран шасси в нейтраль, пожалуйста10.35.46 А неразб10.35.59 ШТ 0-7 миль от оси... 0-(I)10.36.34 А Закрылки10.36.35 2П Закрылки 28 неразб10.36.36 А неразб....10.37.01 044 Арэк, теперь видно 20010.37.01 КВС Закрылки10.37.03 А неразб10.37.04 КВС Спасибо10.37.18 А неразб10.37.23 КВС И выполняем четвертый, польский 10110.37.38 А неразб10.38.00 А Он взбесится, если еще (неразб)10.38.02 А неразб10.38.20 ШТ Полмили у нас осталось10.38.35 КВС Закрылки 3-610.38.37 2П И уменьшить 300. И закрылки 36, у нас 2-8-0...неразб10.38.56 КВС Сейчас10.38.56 2П Закрылки 3610.39.00 ШТ Идут...Салон. Управление передней стойкой у нас включено. Механизация крыла.10.39.07 А Механизация крыла предназначена для (неразб). (Голос на фоне чтения карты -- впервые на пленке идентифицирован генерал Анджей Бласик, когда он оказался в кабине, неясно. -- прим. Infox.ru)10.39.07 КВС Закрылки 3610.39.08 Д 101, удаление 10, вход в глиссаду10.39.10 ШТ Стабилизатор10.39.12 КВС Минус 310.39.13 ШТ Полетные загружатели10.39.13 КВС Отключены, горят10.39.16 ШТ Интерцепторы10.39.16 КВС Убраны, не горят10.39.17 ШТ Фары10.39.20 КВС Включены и выпущены10.39.22 ШТ Шасси10.39.22 БИ Выпущены10.39.23 А неразб (Голос на фоне чтения карты -- прим. МАК)10.39.23 ШТ Вентиляторы колес10.39.24 БИ Включены10.39.25 ШТ И управление передней стойкой10.39.26 КВС Включено на 1010.39.28 ШТ Спасибо, карта закончена10.39.30 Д 8 на курсе, глиссаде10.39.33 КВС Шасси, закрылки выпущены, польский 10110.39.37 Д Полоса свободна10.39.40 А неразб10.39.40 Д Посадка дополнительно 120-3 метра10.39.41 А неразб10.39.45 КВС Спасибо10.39.49 Д Подходите к дальнему, на курсе, глиссаде, удаление 610.39.50 Звуковой сигнал F=845Гц, Дальний радиомаяк, удаление от ВПП 6 км10.39.50 А Дальний10.39.54 КВС неразб10.39.57 А 400 метров10.40.02 А неразб10.40.06 TAWS Terrain Ahead -- (срабатывает первый звуковой сигнал об опасном сближении с землей. -- Infox.ru)10.40.13 Д 4 на курсе, глиссаде10.40.16 КВС На курсе, глиссаде10.40.18 А неразб10.40.19 ШТ 30010.40.24 А 250 метров10.40.24 ШТ 25010.40.26 Д 3 на курсе, глиссаде10.40.29 А неразб10.40.31 Д Фары включите10.40.32 Звуковой сигнал TAWS Terrain Ahead10.40.32 Шт 20010.40.34 КВС Включены10.40.37 ШТ 15010.40.38 Д 2 на курсе, глиссаде10.40.39 TAWS Terrain Ahead, Terrain Ahead10.40.41 А 100 метров10.40.42 ШТ 10010.40.42 TAWS Pull up, Pull up10.40.44 TAWS Pull up, Pull up10.40.46 TAWS Terrain Ahead, Terrain Ahead10.40.48 ШТ 10010.40.49 2П В норме10.40.50 ШТ 9010.49.49 TAWS Pull up, Pull up10.40.50 ШТ 8010.40.50 2П Уходим10.40.51 Звуковой сигнал F=400Гц, высота принятия решения10.40.51 TAWS Pull up, Pull up10.40.51 ШТ 6010.40.51 ШТ 5010.40.52 Д Горизонт 101 -- (диспетчер дает команду выровнять самолет и прекратить снижение. -- Infox.ru)10.40.53 ШТ 4010.40.53 TAWS Pull up, Pull up10.40.54 ШТ 3010.40.54 Д Контроль высоты, горизонт10.40.55 ШТ 2010.40.56 Звуковой сигнал F=400Гц АБСУ10.40.56 Звуковой сигнал F=800Гц Ближний радиомаяк -- находится на расстоянии 1 км от ВПП10.40.56 Звуковой сигнал F=400Гц АБСУ10.40.56 TAWS Pull up, Pull up10.40.57 Звуковой сигнал F=400Гц АБСУ10.40.58 TAWS Pull up, Pull up10.40.59 Шум от столкновения с лесным массивом10.41.00 2П Kurwa mac!10.41.00 TAWS Pull up, Pull up10.41.02 Д Уход на второй круг!10.41.02 А Крик Kurwaaaaaa...10.41.05 Окончание записи.

Представители МАК ранее заявляли, что материалы стенограммы будут учтены при подготовке окончательного доклада о причинах катастрофы Ту-154. Напомним, что руководитель польской комиссии по расследованию авиакатастроф Эдмунд Клих уже заявил о том, что причиной крушения стали действия пилотов президентского самолета. Они не отреагировали более чем на 20 предупреждений бортовых систем об опасном сближении с землей, не отключили автопилот и допустили снижение в опасном рельефе при экстремальных метеоусловиях.

Мужчина пережил укол самой ядовитой рыбы в мире и сравнил его с ударом слона
Реклама