Осенняя призывная кампания началась в России 1 октября. В Минобороны заявляют о серьезной реорганизации системы военкоматов, о значительном снижении проявлений дедовщины и о том, что с уклонистами будут обходиться строже. Правозащитники отмечают, что в армию продолжают набирать хронически больных.
В ходе осеннего призыва в Вооруженные силы планируется призвать 271 тыс. молодых людей. Это меньше, чем весной 2009 года, когда были призваны более 305 тысяч человек.
«Я бы не осуждал это, а дал возможность таким людям исправиться путем исполнения своего конституционного долга. Но в семье, вы сами знаете, не без урода. А это относится не только к армии», -- заключил замглавы Генштаба.
По-прежнему армия призывает в свои ряды и уклонистов. Сейчас порядка 100 тыс. молодых граждан призывного возраста временно меняют местожительство, скрываясь от призыва. По словам Смирнова, количество уклонистов несколько уменьшилось по сравнению с предыдущими призывами. «Мы не знаем, где они там скрываются, в Сорбонне или у бабушки в деревне, но все списки таких граждан мы передаем в органы внутренних дел, в обязанности которых входит розыск и привод их в призывные комиссии», -- сказал Смирнов.
Однако из общего количества граждан, уклонившихся от призыва, в отношении которых материалы были направлены в следственные органы, только 3,8% были осуждены. В отношении остальных следствие не усмотрело состава преступления.
Дедовщина исчезает
Между тем в самой армии обстановка с порядком, по мнению Василия Смирнова, постепенно налаживается. В Минобороны заявляют, что в связи с переходом на одногодичный срок службы количество неуставных проявлений постепенно сходит на нет.
По данным Смирнова, число случаев дедовщины с начала года сократилось в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время ранее главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский заявил, что в 2009 году за нарушение уставных взаимоотношений в России были осуждены более 800 военнослужащих. Он добавил, что на протяжении двух последних лет количество насильственных преступлений в армии постепенно снижается.
По данным ГВП, доля правонарушений по отношению к молодым солдатам в армии «не слишком велика» -- это 15% от общего числа преступлений. В основном это неуставные взаимоотношения, причем как со стороны старших призывов, так и со стороны военнослужащих-контрактников.
Больная армия
Более 30% молодых людей, явившихся на призывные пункты весной 2009 года, признаны негодными к военной службе или получили отсрочки по этой причине. Но при этом большое количество призывников, признанных годными к военной службе, в связи с ограничениями по состоянию здоровья все равно не смогут служить, например, в частях ВДВ, на флоте, где требуется крепкое здоровье.
Анализ итогов осеннего призыва 2008 года показал, что лишь 37% призывников являются годными к военной службе по всем показателям. При этом каждый третий призывник (32,2%) из числа явившихся на призывные комиссии не мог быть призван на военную службу по состоянию здоровья.
Как сообщил ранее бывший начальник главного военно-медицинского управления Минобороны Владимир Шаппо, отсрочку по состоянию здоровья осенью 2008 года получили более 340 тыс. человек, осенью 2007 года -- 334 тыс.
Еще более 10 тыс. призывников нуждались в дополнительном питании, чтобы восстановить их вес. Затраты военного ведомства на компенсацию веса составили в прошлом году 75 млн рублей. Кроме того, у более чем 6,5 тыс. призывников были выявлены нарушения нервной системы, около 800 человек были склонны к употреблению алкоголя и наркотиков.
В структуре заболеваний, послуживших причиной освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу, преобладают заболевания костно-мышечной системы (19,3%), психические расстройства (15,7%) и заболевания органов пищеварения (11,1%).
Вернулся без ног
По данным пресс-службы Казанского правозащитного центра, призывник из Казани за два месяца службы трижды оказывался на больничной койке, после чего его комиссовали из рядов Вооруженных сил. 22 ноября 2008 года призывная комиссия Казани признала молодого человека годным к военной службе и направила его в войска морской пехоты (в/ч в Калининграде).
«Через несколько дней я почувствовал себя плохо -- отнялись ноги, появились колики в животе, боли в пояснице, -- вспоминает Михаил Горшков. -- Меня положили в госпиталь, где я находился до конца декабря».
А после Нового года новобранец еще дважды оказывался на больничной койке -- с подозрением на аппендицит и ангиной. Во время одного из обследований врачи обнаружили, что левая почка Михаила опущена в область таза. В беседе с пациентом заведующий урологическим отделением калининградского госпиталя подчеркнул, что «данное опущение почки может быть лишь врожденным пороком».
В итоге военно-врачебная комиссия признала Горшкова ограниченно годным к военной службе с диагнозом «Тазовая дистопия левой почки. Общее заболевание». Впоследствии доводы правозащитников были подкреплены и результатами обследования Горшкова в клинике Казанского государственного медицинского университета: «заболевание левой почки является врожденным».
«С таким диагнозом Михаила сразу должны были не призывать в армию, -- говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. -- Вместо этого парня отнесли в категорию самых здоровых (А1) и отправили служить в войска специального назначения. Мы считаем, что ответственность за случившееся лежит на призывной комиссии Казани, и сейчас готовим от имени Горшкова иск о компенсации морального вреда».