Киев отчаянно нуждается в инвестициях
The Economist
... Год революции и войны дорого стоил украинской экономике. ВВП сократился на 10%. Курс гривны к доллару упал на 50%. Инфляция достигла 19%, тогда как в начале года цены были стабильными. Недавно центральный банк в третий раз в этом году повысил процентную ставку - до 14%...
В апреле МВФ согласовал программу помощи Украине – за два года страна должна получить $17 млрд, $7 млрд уже выделены. Но Киеву нужно нечто большее, чем временное финансирование...
Экономические проблемы Украины возникли не вчера. Два десятилетия вялых реформ под руководством корыстолюбивых политиков привели к тому, что сегодня Украина на 20% беднее, чем в момент распада СССР… Дурно проведенная приватизация породила класс олигархов, присвоивших значительную часть национального богатства. Коррупция стала образом жизни…
Война в Донецке и Луганске, наиболее развитых в промышленном отношении областях, лишь усугубила проблемы. Две эти области давали 16% ВВП, поставляли 95% угля и производили значительную часть экспортной продукции. В сентябре промышленное производство сократилось в Луганске на 85% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в Донецке – на 60%. Другие области тоже пострадали, так как импорт становится все дороже, а кредиты взять негде. Даже сельское хозяйство, на которое многие возлагали надежды, в кризисе: специалисты банка Macquarie ожидают, что в будущем году сельхозпроизводство на Украине сократится на 12%.
На первый взгляд, государственные финансы Украины более или менее в порядке. За последнее десятилетие госдолг вырос, но это все-таки не Греция… В 2014-м выплаты по украинским долгам составят порядка 3% ВВП, что немного по международным меркам.
Но у Украины нет денег для обслуживания даже таких долгов. Мало кто мог предвидеть, что борьба на востоке будет столь ожесточенной. Инвесторы выводят средства с Украины… Золотовалютные резервы (ЗВР) страны находятся сегодня на самом низком уровне за последние десять лет, они сократились до $12 млрд…
До конца 2016 года Украине предстоит выплатить $14 млрд по долгам, номинированным в иностранной валюте. Страна должна платить по $700 млн ежемесячно за газ, импортируемый из России…
Между тем, МВФ в обмен на помощь требует полного переформатирования украинской экономики. Западные чиновники верят в то, что президент Порошенко и правительство всерьез настроены проводить реформы… Произошли некоторые позитивные перемены, в частности, министры теперь обязаны раскрывать источники своих доходов. Правительство устранило наиболее вопиющие несообразности в налоговом и таможенном законодательстве, которые были причиной коррупции…
Украинцы затягивают пояса. По расчетам МВФ, в течение ближайших пяти лет отношение государственных расходов к ВВП сократится на 4,8 процентного пункта – примерно такую же «диету» прописали Греции в 2010-2014 годах. По данным консалтинговой компании Macro-Advisory, рассматривается вопрос о сокращении 1 млн рабочих мест в сфере государственного управления. Индексация прожиточного минимума для пенсионеров приостановлена. Внутренние цены на газ выросли в этом году на 56%...
Конечно, повышение цен на энергоносители и сокращение бюджетного дефицита необходимы, но это приведет к сокращению спроса в экономике, которая и без того в кризисе. Программы жесткой экономии нередко приводят к политическим потрясениям – вспомните Грецию. А Украина гораздо беднее стран европейской периферии, и здесь много людей, возвращающихся с фронта…
Украина сможет развиваться, только если частные инвесторы вернутся. А это потребует крупных вложений в инфраструктуру, особенно на востоке, разоренном войной. МВФ этим не занимается, его помощь носит краткосрочный характер. А другие кредиторы, включая США и ЕС, пока не спешат на помощь.
Украинский энергетический сектор отчаянно нуждается в инвестициях. Если бы страна добилась бы такого же уровня энергоэффективности, как ЕС, ей удалось бы отказаться от импорта газа из России. Повышение цен на газ, улучшение теплоизоляции домов, замена бойлеров и протекающих труб помогли бы решению проблемы. Инвестиции в добычу собственного газа тоже были бы не лишними: Украина располагает большими запасами, но производство сократилось на две трети с 70-х годов. А пока президент Порошенко удвоил налоги на местные газовые компании – не лучший способ стимулировать инвестиции. Если он и его западные союзники не задумаются над тем, как поднять экономику, банкротство Украины станет неизбежным.