Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:58
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Ученые объяснили мастерство Рембрандта оптическими ухищрениями

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ученые выяснили, что свои знаменитые автопортреты Рембрандт, скорее всего, создавал при помощи системы зеркал. Именно этим объясняется их неподражаемый реализм.

К такому выводу пришли британские исследователи Фрэнсис О'Нейл и София Корнер, чья статья опубликована в журнале Journal of Optics.

Впервые гипотеза, объясняющая реализм старых мастеров использованием оптической техники, была выдвинута художником Дэвидом Хокни и физиком Чарльзом Фалько в 2000 году. Они предположили, что многие художники прошлого вместо того, чтобы рисовать «на глаз», проецировали изображаемые объекты непосредственно на холст - этим объясняется, например, тотальная леворукость персонажей на ряде картин.

Тем не менее, это предположение столкнулось со скептицизмом со стороны многих историков искусства. «Реализм некоторых автопортретов использовался как доказательство, что художники не нуждались в оптических приспособлениях для создания других работ», -- пояснил О'Нейл. Чтобы опровергнуть этот тезис, он потратил более 10 лет на изучение многочисленных автопортретов Рембрандта, которых тот выполнил более сотни за свою жизнь.

Выяснилось, что в автопортретах Рембрандта, особенно поздних, его голова кажется непропорционально большой, а сам он часто смотрит несколько сбоку. Эти особенности хорошо объясняются использованием оптики - авторы работы предложили пять способов, при помощи которых Рембрандт мог рисовать сам себя. Большинство из них основывается на сочетании вогнутого и прямого зеркал.

По словам исследователей, на некоторых автопортретах (например, на знаменитом «смеющемся») выражение лица Рембрандта предполагает сильное напряжение мимической мускулатуры, так что от художника требовалась бы экстремальная самодисциплина, чтобы запечатлеть себя без оптических ухищрений.

Особенно хорошо зеркальные проекции видны на металлических поверхностях, таких как медные пластинки - их Рембрандт использовал для создания офортов и даже написал красками на медной основе пару автопортретов. Эффект кьяроскуро (контраст света и тени), к которому часто прибегал великий художник, также возникает при использовании зеркал, так как на проекции наиболее освещенные части тела различимы гораздо лучше.

ЦБ сократит список мер поддержки российских банков
Реклама