Энтомологи выяснили, что муравьи, охраняющие гусениц бабочек-голубянок, «нанимаются» к ним на службу под воздействием одурманивающих веществ. Отведав дозу «наркотика», выделяемого гусеницами, муравьи забывают о своих обязанностях в муравейнике.
К такому выводу пришли британские ученые из Гарвардского университета, чья статья опубликована в журнале Current Biology.
Специалистам известно, что Narathura japonica, гусеницы бабочек-голубянок, охраняются муравьями Pristomyrmex punctatus. Считалось, что это простой симбиоз - в благодарность за сладковатые выделения специальной железы, расположенной на 7-м сегменте брюшка гусениц, муравьи отгоняют от них хищных насекомых.
Авторы статьи показали, что в реальности отношения гусениц и муравьев-охранников близки не к симбиозу, а к паразитизму. На эту мысль их натолкнул тот факт, что гусеницы всегда охраняются одними и теми же особями, которые теряют подвижность и никуда не уходят от своих подопечных.
Выяснилось, что у муравьев, питающихся выделениями гусениц, в мозгу снижен уровень гормона дофамина. Известно, что у насекомых он регулирует и двигательную активность, и агрессию. Поэтому ученые предположили, что гусеницы выделяют особые вещества, влияющее на гормональный фон муравьев.
Интересно, что гусеницы способны отдавать муравьям команды при помощи особой пары щупиков, расположенных на 8-м сегменте под секреторной железой. Когда гусеница подвергается атаке, она вытягивают щупики, что делает муравьев более агрессивными и заставляет их кидаться на врагов.
Как показали эксперименты, муравьи, никогда не лакомившиеся выделениями гусениц, никак не реагируют на их щупики. Следовательно, для того, чтобы слушаться гусеницу, муравьям необходимы «наркотики».