Американский регулятор рынка ценных бумаг закрывал глаза на аферу Бернарда Мэдоффа. Ведомство старалось не замечать махинации, если они проводились крупными игроками, рассказал независимый эксперт. Мэдофф легко мог бы намошенничать на $100 млрд, рассказал он.
В нашумевшем деле Бернарда Мэдоффа, афера которого, по его же словам, лишила инвесторов $50 млрд, появились новые детали, которые могут привести к еще большему скандалу. Независимый эксперт по выявлению махинаций на рынке ценных бумаг Гарри Маркополос рассказал конгрессу, что он десять лет тщетно пытался предупредить об афере Комиссию по торговле ценными бумагами США (главного регулятора этого рынка). Он признался, что уже опасался за свою жизнь, передает Associated Press.
Регулятор боялся рынка
Эксперт уточнил, что он неоднократно предоставлял в Комиссию «достоверные данные, свидетельствующие о махинациях» Мэдоффа, однако каждый раз наталкивался на стену непонимания и нежелания давать делу ход. По его словам, афера была настолько явной, что он «за пять минут вычислил, что дело нечисто». В ноябре 2005 года он предоставил регулятору свой доклад под названием «Крупнейший в мире хедж-фонд -- это афера», однако никаких действий за этим не последовало. «Комиссия никогда не смогла бы поймать Мэдоффа. Он спокойно мог бы намошенничать на 100 миллиардов долларов», -- рассказал эксперт.
Маркополос не стал прямо обвинять регулятора в пособничестве афере, но заявил, что «Комиссия -- это… заложник регулируемого ею рынка, она боится» начинать большие дела против известных игроков. По его словам, Мэдофф «был одним из самых влиятельных людей на Уолл-Стрит, способным легко оборвать чью угодно карьеру, или даже хуже». В связи с этим Маркополос добавил, что по мере осознания безрезультатности своих действий он начал «опасаться за свою жизнь и жизнь своей семьи».
Он рекомендовал администрации Барака Обамы полностью сменить топ-менеджеров Комиссии и создать в ней центральный офис, который занялся бы рассмотрением жалоб о законности тех или иных операций на рынке.
Афера века
Афера Мэдоффа раскрылась в середине декабря прошлого года. Мир тогда потрясло признание одного из самых успешных брокеров в истории американского фондового рынка, экс-главы Nasdaq Бернарда Мэдоффа, который рассказал, что бизнес, который он вел на протяжении последних лет, не что иное, как «большая схема Понци» (разновидность финансовой пирамиды). После этого он не стал долго тянуть и сдался властям. Мэдофф платил доходы своим инвесторам из денег, полученных от других инвесторов.
Среди пострадавших инвесторов оказались как обычные граждане, некоторые потеряли большую часть своих накоплений, так и известные личности, такие как Стивен Спилберг и французский бизнесмен и аристократ Рене-Тьерри Магон де ла Вильюше, который, не выдержав потери $1,4 млрд, покончил с собой. Появлялись также сообщения о том, что афера Мэдоффа коснулась и российских бизнесменов. В частности, в начале января The New York Times писала о том, что миллиардеры из России вложили в немецкий Bank Medici, который участвовал в махинациях Мэдоффа, $2,1 млрд. При этом их имена не назывались.
Общие потери от этой пирамиды, как ожидается, превысят $50 млрд. В случае, если вина Мэдоффа будет доказана, он войдет в историю как автор самой крупной в мире мошеннической схемы.