Некоторые из десяти обменянных «русских шпионов», по некоторым данным, планируют воспользоваться программой защиты свидетелей. Они изменят имена и фамилии. Сейчас они находятся в Москве, с ними проводится «разбор полетов», который продлится еще несколько недель. Некоторые из них, возможно, продолжат работу в СВР.
Несколько россиян, которые в конце июня были задержаны в США по подозрению в шпионской деятельности, а на прошлой неделе выданы России, пожелали изменить имена и фамилии, воспользовавшись программой защиты свидетелей, сообщил «Интерфаксу» во вторник источник в силовых структурах. «В настоящее время доставленные из США россияне, которые подозревались властями США в шпионаже, находятся в Москве. Часть из них изъявила желание поменять имена и фамилии в соответствии с программой защиты свидетелей», -- рассказал он.
Кто именно решил сменить имя и фамилию, не уточняется. Высокопоставленный источник РИА «Новости» в одной из российских спецслужб тем временем опроверг такую возможность. «На данный момент никто из депортированных россиян не изъявил желания изменить свою фамилию или имя. Они все отчетливо понимают, что в этом сейчас нет никакой необходимости и им никто не угрожает. Информация, которую распространяют некоторые СМИ о том, что несколько человек из числа депортированных прибегли к программе защиты свидетелей, не более чем выдумка», -- подчеркнул он.
«Разбор полетов»
По словам источника, сейчас компетентные органы проводят работу с участниками шпионского скандала. Он подчеркнул при этом, что задержанные в США «не занимались непосредственной разведывательной деятельностью, а являлись резидентами так называемого второго уровня».
Настоящие имена «русских шпионов» стали известны только после того, как их выслали из США в рамках «шпионского обмена» с Россией. Трое из десяти использовали настоящие имена — это Анна Чапман, Вики Пелаез и Михаил Семенко. Остальные использовали чужие имена (в основном реально живших в США людей, но умерших в младенчестве): Владимир и Лидия Гурьевы (использовали имена Ричард и Синтия Мэрфи), Михаил Куцик и Наталия Переверзева (Майкл Зоттоли и Патрисия Миллс), Андрей Безруков и Елена Вавилова (Дональд Хитфилд и Трейси Фоли), а также Михаил Васенков (Хуан Лазаро).
Ранее газета «Московский комсомолец» со ссылкой на собственный источник сообщала, что сейчас агенты находятся в московском районе Ясенево «в ведомственных гостиницах СВР (Службы внешней разведки) на закрытой территории, где не работают даже мобильные телефоны». С ними работают специалисты СВР России — их непосредственного работодателя, которые выясняют обстоятельства разоблачения.
«Сейчас с агентами работают специалисты. Они пытаются выяснить, кто из разведчиков и в каких ситуациях мог проколоться. Для выяснения всех деталей проводятся беседы, различные тестирования, на детекторе лжи в том числе. Впрочем, в прямом смысле допросами работу назвать нельзя. Если выяснится, что были допущены серьезные ошибки, разведчиков, офицеров СВР могут и уволить», — отметил источник.
По его информации, разоблаченные шпионы могут и продолжить работу в СВР, правда не все. Получившая известность благодаря своей внешности Анна Чапман, например, такой возможности иметь не будет.
Десятерых провалившихся агентов обменяли в минувшую пятницу на четверых осужденных в России сотрудников западных спецслужб, включая ученого Игоря Сутягина.