Из-за финансового кризиса российские продюсеры вынуждены заморозить 25-30% уже запущенных в производство кинофильмов. Банкиры и девелоперы начали сокращать финансирование картин. Голливуд также испытывает на себе влияние экономической конъюнктуры.
Из-за добравшегося до России финансового кризиса пострадал и отечественный кинематограф. Продюсеры замораживают до четверти уже запущенных в производство фильмов. Финансирование картин сокращается. Кинокомпании же рассчитывают, что спрос на их продукцию не упадет, и кассовые сборы поделят оставшиеся фильмы, пишет газета «Коммерсантъ».
По словам гендиректора киноконцерна "Мосфильм" Карена Шахназарова, за два последних месяца из находившихся на разных стадиях производства 89 кинопроектов заморожено 20-25. По его оценке, на разных стадиях производства через "Мосфильм" проходит более 80% российских картин. "Столько проектов одновременно приостанавливается впервые с кризиса 1998 года", -- заявил режиссер.
Всего в России заморожено около 70 полнометражных фильмов из 250 находившихся на разных стадиях производства, подсчитал гендиректор компании Movie Researsh Олег Иванов. "Из-за кризиса частные инвесторы приостановили финансирование проектов, а получить банковские кредиты на производство фильмов стало на порядок сложнее",— отметил, со своей стороны, Шахназаров.Перенесен первоначально запланированный на ноябрь запуск в производство фильма "Онегин" -- современной версии "Евгения Онегина" режиссера Артема Аксененко. С трудом находит средства на фантастический фильм "Геймеры. Игра в жизнь" гендиректор компании "Каро-Премьер" Алексей Рязанцев. Инвесторы, вкладывавшие в кино, неохотно говорят о своих дальнейших планах на этом рынке. Сергей Полонский, президент компании Mirax Group (соинвесторы проекта "Пророк: миссия пятого ангела"), отказался говорить о кино, сославшись на свой непрофессионализм в этой области. Совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев (соинвестор проектов "Юрьев день", "Бумажный солдат"), однако, утверждает, что продолжит вкладывать средства в кино, если ему покажут "интересные проекты".Сокращения числа произведенных, а также выпущенных в прокат фильмов уже в конце 2009 — начале 2010 года ожидают и продюсеры. "Число фильмов, произведенных в 2010 году, сократится на 70%", -- считает совладелец кинокомпании "Красная стрела" Вадим Горяинов. Гендиректор "Царь Pictures" Александр Изотов прогнозирует сокращение 15-20% проектов.
Тем временем, крупнейшая «фабрика кино» Голливуд также испытывает на себе влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры, пишет The Australian business. Свидетельством тому является заморозка компанией Paramount Pictures двух крупных кинофильмов -- один из которых, кстати, вполне мог бы претендовать на премию «Оскар».
На прошлой неделе Paramount заморозила до марта следующего года проект «Солист» (Soloist) -- драму о бездомном виолончелисте и журналисте, который врывается в его жизнь. Решение принято в связи с тем, что сотрудничающий с компанией Стивен Спилберг вскоре приступит к съемкам другого фильма, а на оба проекта у Paramount пока недостаточно средств. Таким образом, фильм, чья премьера была запланирована на 21 ноября, будет представлен публике в лучшем случае в следующем году. Тогда же получит возможность номинироваться на «Оскар» снявшийся в нем Роберт Дауни-младший.
Кроме того, компания до конца этого года отложила выход боевика с Дэниэлом Крэйгом в главной роли «Неповиновение» (Defiance). Таким образом, на широкие экраны он выйдет в лучшем случае в январе 2009 года.
В целом, Paramount изменила свою бизнес-стратегию в сторону уменьшения количества выпускаемых ежегодно фильмов. Если раньше планка была установлена на отметке 25 кинокартин, то теперь компания довольствуется 20. Новый план «определенно составлен с учетом текущей экономической ситуации», -- рассказал вице-президент Paramount Роб Мур. «Мы не можем начинать долгосрочное планирование, ибо существует большая вероятность того, что эти наши планы пойдут прахом», -- подытожил он.
В целом, Голливуд уже отреагировал на изменение экономической конъюнктуры. В частности, большинство крупных кинокомпаний уменьшило финансирование своих подразделений, занимающихся выпуском авторского кино «не для всех». Гиганты киноиндустрии сосредотачиваются на наиболее коммерчески привлекательных проектах и пытаются уменьшить свои издержки.