Что хорошо американцу, то русскому — смерть. Протестные акции, проходящие в англоязычных странах под брендом «Occupy», воспринимаются положительно. Борющиеся с финансовыми монстрами «оккупанты», если не считать брокеров и полицейских, вызывают лишь симпатию.
Отечественные «оккупанты» - а как известно, предстоящее 15 сентября в Москве шествие оппозиции пройдет под лозунгом «Occupy Russia! Occupy Moskow!» - вряд ли вызовут сочувствие у жителей столицы. Дело в том, что в русском языке это понятие имеет исключительно негативную нагрузку.
Напомним, что тактику «оккупантов» активно пропагандирует один из организаторов «марша миллионов», координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. В интервью «Голосу Америки» Удальцов заявил о необходимости радикализации протеста. «Если мы хотим наращивать давление, то нам придется реализовать тактику Майдана. Я в этом убежден. Других эффективных методов у нас нет», - считает Удальцов.
Если же, как утверждает Удальцов, «оккупировать» какую-нибудь площадь, эффект будет совершенно другой: «Собрали сто тысяч - и никуда не расходимся! День-два, сколько сможем, простоим. В такой ситуации «жуликам и ворам» просто некуда будет деваться. Возможно, им придется нас, мирных граждан, «мочить» по полной программе».
«Стрелять они, безусловно, не станут, но могут пустить в ход водометы или, не знаю, газ распылить», - заявил Удальцов.
Напомним, первая репетиция «оккупантов» из «белоленточной» оппозиции состоялась после шествия 6 мая, когда оппозиция устроила импровизированный лагерь на Чистых прудах у памятника казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву. Акция, в конечном итоге разогнанная полицией после жалоб местных жителей, получила название «ОккупайАбай».
Как ни крути, но очередной креатив «креативного класса», решившего по аналогии с американскими «Occupy Wall Street» провести 15 сентября «марш миллионов» под лозунгом «Occupy Moskow!», мягко говоря, удачным не назовешь. Хотя ребрендинг оппозиционного шествия, которое уже в третий раз называют «марш миллионов», несмотря на то, что численности участников серьезно не хватает нулей (в текущей заявке на проведение указана численность 25 000 человек), назрел давно.
«То, что организаторы подхватили появившийся на Западе термин «оккупай», то есть оккупация, это просто говорит о том что движение оказалось не только в политическом, но и в семантическом тупике, - считает политолог Алексей Зудин. - Со словом «оккупация» в США, где оккупации никогда не было и не было никаких серьезных иностранных нашествий, смысл совершенно другой. И только люди, которые совсем не знают или полностью игнорируют историю своей страны и совсем не чувствуют особенностей языка, на котором они говорят, могут применять подобные термины к своему движению».
«То есть, налицо не только политический, но и семантический тупик , в котором оказалось движение, так мне кажется», - резюмирует политолог.
С Зудиным соглашается доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Васславский. «Действительно, очень жаль, что оппозиционеры не понимают коннотации слова «оккупант» в русском языке, - говорит политолог. - А ведь это очень нехорошее для нас слово».
Вместе с тем эксперт отмечает, что опыт «оккупантов» на Западе показывает, что эти движения ни к чему хорошему не привели. «Никакого конструктива эти движения в себе не несли. Они никоим образом не повлияли положительным образом на политический процесс», - считает Васславский.
Напомним, также что комментируя субботнюю акцию, тележурналист Михаил Леонтьев накануне заявил, что движение «оккупантов» — всегда в меньшинстве. «Это такой способ мышления. Они хотят навязать себя. Они не готовы смириться с реальностями политической жизни, которые не соответствуют их симпатиям и чаяниям. Это настоящие оккупанты», - сказал Леонтьев в эфире радиостанции «Русская служба новостей».