Рынок продажи госдолжностей в России, по подсчетам СМИ, составляет около 4 млрд евро, но находится под угрозой серьезного спада. Переход на электронный формат взаимодействия бизнеса и государства устраняет чиновника как посредника, поэтому предложения о продаже должностей становятся пустыми и выглядят все более нелепо. Показательный пример демонстрируют Москва и столичная мэрия.
В свете недавно вскрывшейся аферы, связанной с попыткой продажи должности заммэра Москвы по строительной политике, редакция Infox.ru подготовила аналитический обзор, посвященный последним трендам на рынке торговли государственными должностями.
Важно отметить, что последние годы в СМИ все чаще появляется информация о неудачных сделках по продаже тех или иных должностей. Причины «маргинализации» этого рынка будут рассмотрены ниже, пока же можно констатировать, что известные публики сделки в большинстве своем носили откровенно мошеннический характер. Все они организуются по одному и тому же принципу. Продавец предлагает покупателю некую государственную должность за серьезное вознаграждение. Продавец получает часть денег в виде задатка, а дальше события могут развиваться по двум сценариям. В первом случае продавца арестовывают, из-за того, что либо покупатель "слил" сделку, либо следователи вышли на нее самостоятельно. Во втором случае продавец с полученными деньгами просто исчезает.
Первый сценарий находит массу фактических подтверждений. Например, в ноябре 2011 года, в Москве был задержан торговец должностями. Имя этого человека следствием не озвучивалось, но обрывочные сведения о его биографии в СМИ все же просочились. Известно, что он проживал в Подмосковье и ранее был судим за разбой, грабеж, вымогательство, подделку документов и самовольное присвоение звания. Мужчина предложил некоему бизнесмену приобрести пост вице-губернатора Санкт-Петербурга по ЖКХ, губернатора Краснодарского края или вице-губернатора Иркутской области. Должности были оценены соответственно в 10 миллионов евро, 30 миллионов евро и пять миллионов долларов. Этот продавец успел получить аванс в размере 3,67 миллионов евро и 1,5 миллионов долларов за кресло иркутского вице-губернатора, после чего был арестован сотрудниками полиции.
Большой резонанс получила так же история депутата Госдумы Константина Ширшова, приговоренного Мосгорсудом к пяти годам заключения за покушение на мошенничество. Летом 2011 года Ширшов склонял жителя Московской области, желавшего стать депутатом Госдумы, к покупке этого поста за 7,5 миллионов евро. Полицейские задержали Ширшова при получении задатка в размере 6 миллионов рублей.
Что же касается второго сценария, то мошенникам иногда улыбается удача и их не берут с поличным. Именно так произошло в 2006 году, когда безработные Владислав Цораев и Артур Куралаев предложили бизнесмену заплатить 17,8 млн рублей за назначение на должность главы Ростехрегулирования. Покупателя не смутила достаточно скромная сумма за весьма многообещающую должность и он перевел деньги продавцам. После этого они просто перестали отвечать на звонки покупателя. Впрочем два года спустя на них все же было заведено уголовное дело, так как незаконными методами на мошенников воздействовать не получилось, хотя такие попытки предпринимались.
Какие должности чаще всего предлагаются мошенниками? На этот вопрос ответить достаточно легко: "Мошенник предлагает именно то, что нужно клиенту". Были случаи, когда предлагались должности и в МВД, и в налоговой, и в МЧС, и в Росимуществе. Аферисту не важно, что пообещать, выполнять свои обещания он изначально не намерен.
Можно ли говорить о существовании рынка продажи должностей в России? Как отмечают некоторые эксперты, цитируемые в СМИ, рынок в свои лучшие годы мог достигать объема в 3-4 млрд долларов. Косвенно это подтверждают и опросы международной неправительственной организация Transparency International стоит, в рейтинге восприятия коррупции которой Россия находится на 127 месте из 177.
Однако лучшие времена этого рынка, судя по последним событиям, вскоре останутся в прошлом. Несмотря на в целом скромные успехи России по внедрению систем электронных государственных услуг, ряд регионов, таких как Москва или Татарстан, в последние годы существенно продвинулись по пути автоматизации отношений бизнеса и власти. Как результат устранения роли чиновника как посредника, привлекательность тех или иных позиций для коррупционеров принципиально падает, что порождает все новые волны нелепых мошеннических разводок, «покупателем» в которых все чаще становятся следователи. Показательной можно считать недавнюю историю с продажей поста вице-мэра Москвы.
Аферисты собирались продать должность заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства за три миллиона евро. За эту сумму продавцы обещали организовать увольнение действующего зама Марата Хуснуллина и устроить на его место покупателя. На продавцов вышло следствие, и полицейскими была проведена "контрольная закупка". В роли покупателя выступил сотрудник ОЭБиПК. Продавцы получил задаток в размере 500 тысяч евро, после чего были задержаны с поличным. В настоящий момент против них возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество".
Сам вице-мэр Марат Хуснуллин, комментируя эту историю, предпочел отшутиться, заметив, что его позиция была оценена довольно дешево в сравнении с тем, сколько денег он сэкономил городу в последние несколько лет (свыше 250 млрд рублей). Действительно, девелоперскому рынку есть за что не любить заместителя Собянина: Хуснуллин принципиально поменял отношения города и девелоперов. Точечная застройка была окончательно запрещена, в связи с чем с 2011 года были расторгнуты более 424 инвестконтрактов на строительство свыше 7,8 млн кв. м . Возможно, застройщики, привыкшие к методам работы 90-х годов, очень хотели бы выставить Стройкомплекс коррумпированной структурой, однако факты явно не на их стороне. Стоимость строительства метро, например, снизилась на четверть. В жилом строительстве активно реализуется переход к комплексной застройке, а частные строительные компании вынуждены все активнее включаться в социальные программы. В период 2011-2013 гг. по итогам экспертизы проектной документации обеспечена экономия бюджетных средств в сумме более 200 млрд.руб. Но что еще неприятнее для ряда бизнесменов, Москва последовательно избавляется от излишних согласований и разрешений в сфере строительства. Так, электронные услуги пользуются все большей популярностью у добропорядочных застройщиков и избавляют их от необходимость общаться с чиновниками вживую, что технически снижает риск возникновения коррупции.
В то же время, огромное количество мошеннических предложений по продаже должностей по-прежнему создают видимость чрезвычайной коррумпированности государственных органов. Эту мысль популяризуют эксперты, цитируемые «Известиями» в публикации, посвященной афере с продажей поста Хуснуллина. В числе таковых, например, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, который, как передает The Moscow Post, по некоторым сведениям сам получил пост в НАК за 1 млн долларов. А вскоре после его вхождения в созданный Алексеем Кудриным «Комитет гражданских инициатив» стала появляться информация о продаже членских билетов за 300-400 тыс. долларов. «Весомость» таких комментаторов вряд ли повысит убедительность истории.
В целом, можно констатировать, что перспективы и потенциал рынка торговли должностями сегодня серьезно преувеличены за счет частых новостей о разоблачении такого рода сделок. Интенсивность новостного потока вокруг данной темы свидетельствует не о том, что на рынке растет предложение, а о том, что рынок стремительно маргинализируется и вырождается в специфическую клоунаду недалеких, но ловких мошенников. Именно это на самом деле и констатировал Марат Хуснуллин в одном из своих комментариев к недавней афере, шутливо заметив, что реальных покупателей на его должность по факту так и не нашлось.