Как сообщил замминистра по телекоммуникационной отрасли Денис Свердлов, Минкомсвязи подняло вопрос о создании нового закона «О связи». Действующий закон был признан устаревшим и не соответствующим технологическим реальностям.
По мнению Свердлова, полностью переписать закон намного проще, нежели вносить в него поправки. Минкомсвязи планирует создать рабочую группу для выработки нового документа из представителей операторов связи. Свердлов отметил, что в законе необходимо изменить подход к лицензированию: вместо услуг, предметом лицензирования должны стать сети. А оператор, в свою очередь, сможет оказывать определенные услуги, технологически реализуемые посредством данных сетей.
В перечень лицензионных условий необходимо добавить критерии качества оказания услуг. На данный момент Минкомсвязи не оказывает какого-либо влияния на качество услуг, поскольку в лицензиях, выданных операторам, соответствующих требований нет. Свердлов также собирается изменить принцип оплаты радиочастот. На данный момент операторы платят за частоты согласно количеству зарегистрированных радиоэлектронных средств (в том числе базовых станций сотовой связи). В новом законе Минкомсвязи собирается перейти к территориальному принципу оплаты спектра.
В список пунктов, которые, по мнению министерства, должны быть изменены, входит механизм универсального обслуживания. Согласно действующему закону «О связи», любой оператор связи перечисляют 1,2% своей выручки в фонд универсальных услуг, финансирующий установку таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет.
Свердлов считает, что данный механизм неэффективен — к примеру, в Москве среднемесячный трафик с универсальных таксофонов составляет всего лишь 6 тыс. минут, что соответствует трафику с 20 мобильных телефонов. Перейти к адресным компенсациям нуждающимся абонентам намного логичнее, сообщает Свердлов.
В 1995 году был принят первый закон «О связи». Второй закон утвердили в 2003 году. Его принятие осуществлялось при сильном противодействии со стороны лоббистких групп. Попытки изменить закон предпринимались около двух лет после его вступления в силу. В то время, министр связи Леонид Рейман смог отстоять основные положения документа.