Как минимум двое потенциальных фигурантов дела о массовых беспорядках могут получить политическое убежище.
Член незарегистрированной «Другой России» Александр Долматов, ранее задержанный на «Марше миллионов», 13 июня подал прошение о предоставлении ему политического убежища на территории Нидерландов.
«Ко мне и на работу, и домой приходили с обысками, но я успел уехать, прежде чем мне что-то успели предъявить», - рассказал «Коммерсанту» оппозиционер. По словам господина Долматова, вчера он посетил последнее интервью в комиссии по предоставлению политического убежища в Нидерландах, «и с этого момента чиновники начнут решать, давать его или нет». «Скорее всего, ответ будет положительным, так как они запросили очень много документов, очень тщательно все проверили», - говорит активист «Другой России».
Кроме того, консультации с юристами по поводу получения убежища в Мюнхене вчера начала активистка «Солидарности» Анастасия Рыбаченко, к которой в среду приходили с обысками сотрудники СК.
Как выяснила «Независимая газета», Рыбаченко после обысков в ее доме может не вернуться в Россию из Германии. Накануне в доме ее матери был проведен обыск в рамках «болотного дела». «Пока не ясно, в чем меня пытаются обвинить, – рассказала газете Рыбаченко. – Я в этой квартире не живу больше года. Полицейские изъяли толстовку, в которой я якобы была на митинге 6 мая, хотя это не так. И строго пригрозили напоследок, что «лучше прийти и сдаться», иначе, мол, все равно найдут».
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил, что пока случаи политической эмиграции в России носят индивидуальный характер: «Ситуация может усугубиться в случае применения принятых законов об НКО, штрафах за участие в митинге и цензуре в Интернете». Он подчеркивает, что все будет зависеть от правоприменения этих законов: «Пока можно говорить о все большей «лукашизации» действующего режима».
При этом для страны характерна и неполитическая эмиграция, вызванная, однако, все теми же причинами: «У молодежи, далекой от политики, есть четкое ощущение, что страна не вписывается в мировой мейнстрим. Мы все больше расходимся с современным Западом. И наши реалии, вроде дела Pussy Riot или серьезных обсуждений, кто будет президентом в 2024 году, непонятны слишком многим».