Из-за разразившегося глобального финансового кризиса европейцы сократят в этом году расходы на Рождество и Новый год на 6%. В прошлом году европейцы потратили на 5% больше обычного. Теперь же за подарками и едой они пойдут в более дешевые магазины.
Европейцы сокращают расходы на рождественские и новогодние праздники. Даже ирландцы, традиционно тратящие на праздники больше всех, в этом году собираются сэкономить на Рождестве.
Об этом свидетельствуют данные ежегодного исследования компании Deloitte & Touche. Оно проведено в 18 странах Европы с 31 октября по 2 ноября. Опрошены более 18 тыс. человек. Респонденты отвечали на вопрос, сколько денег они собираются потратить на подарки, праздничные мероприятия и еду.
Более половины европейцев (60%) уверены, что в 2009 году их материальное положение ухудшится из-за кризиса. Результаты обещают быть еще более плачевными, поскольку в момент проведения опроса лишь около трети респондентов заявили, что кризис коснулся их напрямую. Если бы опрос проводился сейчас, нашлось бы намного больше тех, кого так или иначе задел кризис.
Традиционно самыми щедрыми считаются ирландцы. В этом году, однако, они собираются сократить свои расходы на €100 и потратят на рождественские подарки, еду и развлечения €1355 в расчете на человека. Британцы сократят рождественские расходы на 7% и потратят в среднем £655 ($1009). При этом в прошлом году этот показатель был на 7% больше.
Французы потратят меньше на 6,7%. Так, почти 50% заявили, что не будут ничего дарить своим родственникам. 39% французов подарят своим близким книги, 33% -- компакт-диски, 30% -- предметы одежды и обуви. «Из-за взлетевших цен на продукты питания и топливо три четверти французов сократят свои издержки на рождественские и новогодние праздники», -- приводит Figaro слова аналитика Deloitte Жиля Голденберга.
При этом, как следует из исследования, французы не собираются сокращать расходы на праздничную еду (этот показатель снизится лишь на 2%). Однако они будут покупать еду для праздничного стола в более дешевых магазинах. «Для того чтобы поддержать уровень жизни, большинство поменяют свои привычки», -- отмечает Голденберг. Так, возможно, сократятся продажи в дорогих гастрономических магазинах в пользу супермаркетов и оптовых магазинов. Несмотря на то что большинство французских компаний планирует сократить расходы на новогодние праздники на 5--10%, поставщики рассчитывают, что спрос на фуа-гра останется на прежнем уровне, однако потребление шампанского может упасть на 4%.
Розничных продавцов ожидает «очень сложный рождественский сезон», приводит Bloomberg слова Союза британских промышленников.