Европейский суд по правам человека в Страсбурге не удовлетворил иск британской газеты The Times, которая жаловалась на ограничение свободы слова. Ранее на газету в британский суд подал россиянин, обвинив журналистов в клевете после публикации статей о его преступной деятельности. Британский суд встал на сторону россиянина.
Европейский суд по правам человека в Страсбурге не удовлетворил иск британской газеты The Times, которая указывала на ограничение свободы слова из-за иска россиянина. Он подал на газету в суд на клевету после публикации на страницах издания и интернет-сайте статей, где его называли отцом русской мафии.
Имя россиянина в вердикте Страсбургского суда не называется: даются лишь его инициалы -- G. L.
В сентябре и октябре 1999 года The Times напечатала две статьи, в которых шла речь о преступной деятельности россиянина. Там же полностью фигурировало его имя -- Григорий Лучанский. В статьях описывалась созданная им масштабная схема отмывания денег через американский банк Bank of New York при помощи компании Nordex. Британские журналисты называли Лучанского «российским мафиози № 2». В тот же день статьи появились и на интернет-сайте газеты.
В декабре 1999 года Лучанский подал на редактора и двух журналистов The Times в суд, обвинив в клевете и распространении порочащих сведений. Журналисты не оспаривали факта, что в статьях могли содержаться ложные сведения. Они при этом настаивали, что не могли не опубликовать статьи, поскольку не имеют права скрывать от своих читателей подобного рода информацию.
В декабре 2000 года россиянин обратился в британский суд со вторым иском к The Times. Решение по первому иску вынесено пока еще не было, и статьи так и оставались на интернет-сайте издания (в них, однако, имелись примечания, где говорилось, что содержание данных статей предмет судебного разбирательства). Лучанский вновь обвинил газету в клевете и потребовал убрать статьи с сайта. Суд тогда удовлетворил иск россиянина и постановил, что обращение в суд оправдано всякий раз, когда читатели имеют свободный доступ к ложной информации на сайте издания.
The Times же настаивала, что поводом для иска может быть лишь публикация статей в печатной версии издания, но не на сайте. Адвокаты издания также указывали, что россиянин обратился со вторым иском довольно поздно -- спустя 15 месяцев после появления статей. Британский суд с этими доводами не согласился.
Посягательство на свободу выражения
The Times тогда посчитала, что решение суда в отношении иска Лучанского ограничивает свободу выражения и таким образом нарушает ст. 10 Европейской конвенции по правам человека (право на свободу выражения). Адвокаты издания обратились в Страсбургский суд.
Страсбургский суд полностью поддержал решение британского суда и не нашел нарушения ст. 10. Как говорится в сообщении суда, пресса должна руководствоваться принципами ответственности журналиста, особенно если речь идет о точности исторических фактов. Страсбургский суд посчитал, что решение британского суда, который признал The Times виновной в распространении порочащих сведений в отношении россиянина путем публикации статей о нем на своем интернет-сайте, не является посягательством на свободу выражения.
Страсбург посчитал, что право россиянина защищать свою честь и достоинство не имеет временных ограничений. В то же время суд подчеркнул, что обращение в суд по истечении столь долгого срока -- через 15 месяцев после появления статей может стать источником «диспропорционального нарушения свободы выражения».