Именно прием цинка, а не любимой всем "аскорбинки" эффективно помогает при простуде, утверждают ученые. Исследования показывают -- цинк сокращает длительность заболевания почти наполовину -- на 40%.
Обобщение 13 исследований убедительно показывает: прием больших доз цинка почти наполовину сокращает продолжительность простуды, пишет The Daily Mail. В Европе рекомендованная суточная доза цинка – 10 миллиграммов, однако данные говорят о необходимости пересмотреть эту норму, по крайней мере, при простуде. В трех исследованиях показано, что увеличение суточных доз ацетата цинка до 75 миллиграммов, а это в семь раз выше рекомендованных доз, при первых симптомах простуды позволяет сократить продолжительность болезни на 40-42%. В пяти других работах использовались другие соли цинка в количестве более 75 миллиграммов в сутки, и это снизило продолжительность болезни на 20%. Если же применяли суточные дозы цинка меньше 75 миллиграммов, то никакого положительного эффекта отмечено не было.
Эффект цинка можно объяснить его влиянием на иммунную систему. И это не единственная его польза. Цинк улучшает фертильность у мужчин и нормализует деятельность предстательной железы. Как недавно выяснилось, цинк необходим для нормального процесса оплодотворения. Богаты цинком морепродукты, баранина, печень, тыквенные семечки, горох, фасоль, чечевица, и особенно цельнозерновые продукты.
Витамин С -- «то, что доктор прописал» при простуде. Рождение мифа.
«Витамин С в больших дозах крайне эффективен при простудных заболеваниях» -- классический пример «эффекта плацебо». В 1970 году нобелевский лауреат биохимик Лайнус Полинг написал книгу «Витамин С и простуда». Полинг утверждал, что большие дозы аскорбиновой кислоты --лучшее лечебное и профилактическое средство при простудных заболеваниях. Люди сразу полюбили «аскорбинку» и принимают ее при первом чихе. А ученые между тем уже 60 лет доказывают, что Полинг был неправ.
Полинг создал свою теорию об особой роли витамина С в жизни человека, опираясь на эволюционное учение. По его теории, во времена, когда на Земле существовал лишь «первичный бульон», аскорбиновая кислота синтезировалась в предшественниках живых клеток, и могла играть большую роль в их деятельности. Позже свойство синтезировать витамин С передалось многоклеточным животным, появившимся в процессе эволюции. Но 25 миллионов лет назад обезьяноподобные предки человека в результате мутации потеряли способность синтезировать аскорбиновую кислоту в собственном организме. В результате человек испытывает постоянный недостаток этого витамина.
Полинг писал: «Я пришел к выводу, что оптимальное ежедневное потребление аскорбиновой кислоты для человека, усваивающего с пищей 2500 килокалорий, приблизительно 2,3 грамма или даже больше». То есть, человек должен восполнять недостаток витамина С, ежедневно принимая огромные дозы аскорбинки в таблетках. В то время это было просто революционным заявлением -- тогда рекомендованные дозы были в 30-100 раз меньше, чем предлагал Полинг. Позже Полинг увеличил рекомендованную дозу до 6-18 граммов ежедневно.
Однако до недавнего времен не было ни одного доказательного исследования о пользе сверхдоз витамина С. Подняв данные из архивов и проанализировав результаты 55 исследований, проведенных с 1940 по 2004 годы, Роберт Дуглас из Австралийского Национального университета и Харри Хемиле из университета Хельсинки пришли к заключению, что профилактический эффект от регулярного приема витамина С по статистике не превышает эффекта от приема плацебо.
Новые данные показывают, что людей, живущих нормальной жизнью, витамин С не предохраняет от простуды. По результатам 23 исследований, в которых участвовало более 10 тысяч человек, выяснилось, что потребители огромных доз аскорбиновой кислоты болели простудами так же часто, как и те, кто принимал плацебо. В качестве лекарства витамин С не сокращал продолжительность простуды и не облегчал ее течение. Даже мегадозы в 8–10 граммов, принятые в самом начале болезни, существенно не помогали.
Исследователи пишут: «Недостаточная эффективность профилактического приема витамина C на заболеваемость простудой в нормальной популяции вызывает сомнения в широком использовании такой практики. Клиническое значение незначительного сокращения продолжительности простуды, наблюдаемое при профилактике, сомнительно».